«Цены могут меняться каждые полчаса»: как локальные бренды выживают в России после 24 февраля

Продвижение без Инстаграма, перебои в поставках материалов и потеря зарубежных заказчиков

Иллюстрация: Елизавета Грицай

Российская экономика пытается перестроиться на фоне последствий «спецоперации» РФ в Украине. Санкции, уход зарубежных компаний с местного рынка, закрытие воздушного пространства многих стран для российских самолетов, падение курса рубля, блокировка социальных сетей — все эти изменения влияют на отечественный бизнес от крупного до малого. Мы поговорили с основателями локальных брендов Cosmo Ethics, «Декада», Mikka Bjorn, «Я тебя леплю» и создательницей авторских украшений Ольгой Облезиной и узнали о том, как изменилось покупательское поведение, какие плюсы и минусы предприниматели видят в сложившейся ситуации и что именно нужно локальным брендам в новых условиях.


Российского сырья попросту не существует

Артем, управляющий и креативный директор магазина косметики ручной работы Cosmo Ethics, Санкт-Петербург

Артем, основатель Cosmo Ethics

Свое первое мыло я сварил в 12 лет — из чистого любопытства. Втянулся, и со временем начал участвовать в различных ярмарках и фестивалях. В 14 лет я оформил ИП, а в 15 открыл свое первое производство натуральной косметики: развивалось оно довольно успешно, но мне всегда хотелось большего. 

В 2017 году я переехал в Санкт-Петербург, взяв с собой идею бренда Cosmo Ethics. Я успел поучаствовать в нескольких маркетах и немного развить Инстаграм (принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией), но ресурсы быстро кончились, и пришлось взять паузу длиной в три года. Мы с командой работали над ребрендингом, переосмысляли бизнес — и в октябре 2020 года представили обновленный бренд. В его основе лежит идея постичь неизведанное самыми этичными способами: мы подбираем натуральные ингредиенты, изготавливаем косметику «по вегану», следуем эко-принципам и сотрудничаем с активистками и активистами.

После перезапуска мы особенно не спешили. Понемногу выходили на маркетплейсы, выпустили линейку кремов для лица и тела, несколько коллекций уходовой косметики и бомбочек для ванн — это наш ключевой продукт. В продвижения мы старались использовать все доступные онлайн-инструменты: рекламу в Инстаграме, рассылки блогерам, конкурсы. Развиваться помогало и то, что курс доллара оставался неизменным — да, были некоторые колебания, но с нынешними проблемами это несравнимо.

13 февраля 2022 года мы отпраздновали открытие собственного магазина в центре Санкт-Петербурга. Все было чудесно, ничего не предвещало экономических проблем — казалось, что наши дела действительно налаживаются. Но прошла буквально пара недель, появились новости о «спецоперации» — и начали возникать препятствия.

Одни поставщики заламывают цены, другие уходят с рынка, а покупатели начинают экономить. 

80% сырья, которое мы используем, произведено за границей и покупается за валюту, поэтому мы зависим от курса доллара и евро. Многие скажут: «Так используйте российское сырье!» — но его попросту не существует. Например, лимонная кислота — 60% сырья бомбочек для ванн — производится только в Китае. Из-за контейнерного кризиса и санкций достать ее сегодня очень сложно. Да и поставщики хотят нажиться на сложившейся ситуации, так что цены могут меняться каждые полчаса. До пандемии кислота стоила 90 рублей за килограмм, сейчас дешевле 800 не найти, а партнеры и вовсе продают ее по 1600. В итоге мы вынуждены поднимать цены.

Продукция Cosmo Ethics

Повлияла на нас и блокировка социальных сетей. Мы активно работали над Инстаграмом и ТикТоком — в последнем, например, набрали 3,5 тысячи подписчиков и несколько миллионов просмотров за пару месяцев. В начале «спецоперации» наши охваты в Инстаграме сильно выросли, и около недели просмотры били все рекорды. Сейчас же, когда Инстаграм без VPN не работает, вовлеченность упала на 60%.

Мы пытаемся наверстать упущенное и начали развивать VK, Яндекс.Дзен и Телеграм. Продажи через VK еще не освоили, но мы в любом случае не пропадем. Кроме этого, остаются онлайн-продажи через наш сайт ce-shop.art и Ozon, оффлайн в магазине и на маркетах в Санкт-Петербурге и Москве. 

Мы планируем оптимизировать продукцию и производство, чтобы минимально зависеть от поставщиков. Некоторые товары можем делать при любых обстоятельствах — будем переводить их в формат zero waste, отказываться от заводской упаковки, возможно, алюминий сменим на пластик. Будем пересматривать составы, от каких-то позиций придется вообще отказаться. В целом, мы, как всегда, надеемся на лучшее, но готовимся к худшему. 

Надеемся на креативный класс, но он почти полностью уехал из страны

Мария и Михаил, создатели бренда одежды Декада, Нижний Новгород

Мария и Михаил, основатели «Декады»

Мария: Мы начали работать в июне 2021 года, после первых волн пандемии. Во время ковида наш образ жизни стал менее активным, и многие, в том числе мы с Мишей, просто перестали понимать, как меняется наш вес. Оказалось, что подбирать и заказывать одежду в таких условиях трудно: половину вещей из огромных посылок с Asos приходилось возвращать из-за неподходящих размеров. Мы решили создать многофункциональную одежду — удобную, как худи и спортивные штаны, но подходящую для офиса или вечеринки. И в едином размере, который подойдет людям разного телосложения — чтобы сократить количество возвратов и избавить покупателей от тревоги, что новые вещи могут не подойти.

Отклик был классный, результат людям понравился, а конкурентов в этой нише мало. Но к осени продажи пришлось приостановить — у нас обоих было очень много работы, времени на развитие бренда не хватало, да и сезон закончился. 

Михаил: Это может прозвучать смешно, но о возобновлении работы мы подумали именно после начала «спецоперации». Мы сидели вечером, думали о перспективах развития и будущем: мы оба работаем в digital-индустрии, которая с каждым днем становится не только менее востребованной, но и менее возможной — Инстаграм ушел, вот-вот уйдет Ютуб. Нам нужно было что-то для личного и финансового развития в новых условиях, а ведь сейчас — когда с рынка вышли большие бренды, а средние вряд ли смогут поддерживать производство на должном уровне — возникла ситуация, когда стоит не падать духом, а, наоборот, начать двигаться вперед. 

Мария: Естественно, мы столкнулись с ростом цен: вдвое подорожали ткань, фурнитура, нитки. Стоимость производства пока осталась прежней — но, возможно, это временно. Скорее всего, мы больше не сможем делать костюмы, потому что цена на них увеличится на 30%, так что в планах на следующий дроп — маленькие изделия, которые может позволить себе каждый. Я видела в Uniqlo перед закрытием очередь из 50-60 человек — наверняка люди много потратили на волне этой паники. Поэтому хочется предложить продукт, который захотят и смогут купить сейчас.

Сильно увеличивается время поставки материалов. Буквально три недели назад можно было быстро заказать расходники через маркетплейсы — сейчас же приходится работать напрямую с магазинами, которые берут за доставку нехилые деньги. Я не говорю уже о том, что в России ничего своего нет: краски, материалы, нитки — все это заграничное. Отечественных аналогов нет — как по качеству, так и по цене.

Михаил: А еще сейчас почти невозможно что-то планировать, у всех очень большие риски. Придумывая второй дроп, но понимаем, что вероятность окупить вложенные деньги сильно снизилась. Поведение покупателей стало очень непредсказуемым — мы же не сахаром и не гречкой торгуем.

Мы надеемся на креативный класс, но он почти полностью уехал из страны.

Это огромный удар по локальным брендам, ведь, по сути, именно креативный класс держал подобное производство. Кто станет основным покупателем сейчас? Большой вопрос. 

Костюм от «Декады»

Мария: Мы также думали о том, чтобы сделать большие партии и выставляться на маркетплейсах, но их политика сильно меняется и мы оставляем это на долгосрочную перспективу. Плюс, для маленького бренда там очень высокий порог входа.

Михаил: Сейчас мы разбираемся с VK, и я этому даже рад. Инстаграм всегда казался мне агрессивной средой, куда нужно вливать много денег, а у нас такой возможности не было. В VK появился функционал, который помогает достаточно красиво оформить свою страницу, и безопасные покупки — все платежи проходят напрямую без стороннего вмешательства и в рамках одной площадки, очень удобно. А еще реклама в VK более точечная.

Две недели назад я бы сказал: «Зачем нам VK, если есть Инстаграм, в котором сидит весь мир!»

Сейчас не приходится об этом думать.

Мария: Еще мы подали заявку на open call от The Blueprint, они расширяют The Blue Store без ограничения по аудитории — там должен собраться тот самый креативный класс, который еще остался в России. 

Михаил: Мы очень надеемся на этот open call. Там будут единомышленники, подобной поддержки в Нижнем Новгороде сейчас очень не хватает. Локальному бренду не нужны торговые центры — ему нужно внимание, чтобы люди посмотрели и рассказали кому-то еще. Никто не знает, что мы есть и что нам нужна поддержка. И эту проблему просто так решить невозможно — нужна инициатива выше, чем общественная, но ее не было.

Остаются люди, которым необходимо прекрасное

Ольга Облезина, ювелир-дизайнер с личным брендом, Калининград

Ольга Облезина за работой

Я делаю украшения, сплавляя цветное стекло с металлом. Эту технику я начала разрабатывать еще в университете, потом усовершенствовала ее на ювелирном производстве и наконец смогла открыть собственный бизнес по изготовлению украшений.

Сейчас у меня своя мастерская, я в ней одна, и из любого стресса мне помогает выходить работа. Пандемия была психологически сложным периодом, но в профессиональном развитии я не почувствовала никаких ограничений: люди хотели снять стресс и сделать себе подарок, поэтому у меня были заказы. Хотя многие предприниматели сильно пострадали: я снимаю помещение в огромном комплексе, куда приходят такие же мастера, и за время карантина у меня сменилось очень много соседей.

То, что происходит сейчас — наверное, самая стрессовая ситуация в моей жизни.

Совершенно непонятно, что происходит на рынке и как выстраивать продажи. Изначально я планировала расширять бизнес и буквально за неделю до «спецоперации» потратила все сбережения на новое рабочее оборудование, так что в плане финансовых подушек безопасности я полностью беззащитна. С учетом недавних новостей об отмене упрощенного налогообложения для ювелиров с 2023 года, вполне возможно, что моим планам по развитию реализоваться не суждено, хотя я верю в лучшее. 

Брошки Ольги Облезиной

Сложности связаны с тем, что у меня все привязано к покупке материалов: они зачастую заграничные, а цены, конечно, выросли. Думаю, все эти ресурсы заменяемы — по крайней мере, у меня в работе. Например, обычно я работаю с американскими припоями (сплав, который используют для спаивания — Прим. ред.), но когда-то покупала сваренные в Сочи, и они вполне устраивали меня по качеству, вот только контакт с ребятами я потеряла. В любом случае, пока что я откладываю закупку нового материала и доделываю заказы, оставшиеся с распродажи к 8 марта. А вот новых заказов пока нет, для меня это нестандартная ситуация.

Простой я связываю с блокировкой Инстаграма — мои контакты хоть и не полностью обрублены, но очень сильно пострадали. Сейчас приходится переносить все на другие платформы, заново наращивать клиентуру и заниматься той рекламой, через которую я уже проходила: ярмарки, сайты художников и ремесленников, таргет. Возможно, покупателей привлечет новая серия украшений, которую я хочу сделать. Я планирую коллаборации, розыгрыши, скидки — но пока что не знаю, насколько рентабельно это будет с учетом новых цен.

Тем не менее я настроена в целом оптимистично: сложности и неизвестность еще не значат, что все будет ужасно. Я точно знаю, что дело, которое я люблю, останется востребованным. Когда все «прощались» в Инстаграме, мне написали очень много приятных слов, которые помогают не сдаваться и идти дальше. Плюс у меня есть постоянные клиенты: что бы ни случилось, остаются люди, которым необходимо прекрасное. Поддерживают творческие друзья, оказавшиеся в похожей ситуации, и сообщество ювелиров — нас не так уж и много, и мы держимся друг за друга. Когда понимаешь, что ты не один, это помогает. Ну и поддерживает увлеченность своей работой: хочется реализоваться быстрее, ведь в кризис мобилизуются силы и нельзя тратить время попусту. 

Важно продолжать быть хранителем эстетики в этой стране

Анастасия, создательница бренда аксессуаров Mikka Bjorn, Санкт-Петербург

Анастасия, основательница Mikka Bjorn

Все началось с того, что я часто привозила из путешествий ткани — люблю для себя шить всякие несложные вещи. В один момент тканей накопилось слишком много, и я решила конвертировать их в сумочки. В идеале хотелось прийти к собственным принтам и производить относительно полный цикл, чтобы получался уникальный продукт — и вот уже 2 года я самостоятельно рисую принты, печатаю их на тканях и шью поясные сумки и другие аксессуары.

Все очень удачно совпало, и первый рулон своих принтов я напечатала прямо перед началом пандемии, но в первую волну я ничего не продавала. Было страшно от неизвестности, плюс у меня обостренное чувство ответственности: мне казалось, что, выходя на почту отправить заказы, я могу стать источником заразы для всех бабуль, которые собрались там получить свою пенсию. Поэтому я залегла на дно и дала волю своему внутреннему художнику. Первый месяц пандемии я просто выкладывала в Инстаграм свою живопись. В это время у людей, которые вышли на маркетплейсы, продажи били все рекорды — люди сидели дома и снимали стресс шопингом. Я даже немного пожалела, что осталась в стороне. 

Работа возобновилось к лету 2020 года, когда я поняла, что можно жить дальше. Сами последствия пандемии накрыли меня через год после ее начала: начались перебои в поставках, качество расходников ухудшилось, пришлось менять ткань и фурнитуру — найти аналоги в целом получилось. Этим летом бизнес наладился, продажи подросли, шел поступательный рост. 

Сумки от Mikka Bjorn

23-25 февраля я была в Москве на выставке легкой промышленности. Один павильон был отдан под оборудование (понятно, что не российского производства), второй — под ткани и фурнитуру. Его половина была отдана Узбекистану — у них производят хлопок, с которым даже русский масс-маркет сейчас работает. Были Россия, Китай, немного Италии. 23-го я была в восторге, а на следующий день поняла, что вся эта выставка моментально потеряла смысл: даже с Китаем работа теперь под вопросом, только Узбекистан оказался лучом света в темном царстве. А те, кто работает в сегменте up-middle и использует качественные итальянские ткани, в принципе могут закрываться уже сейчас. Даже если Европа пойдет навстречу, ценник будет очень высокий.

За прошедшие недели я основательно закупилась материалами и раз в несколько недель проверяю поставщиков — что меняется в ассортименте и как они адаптируются. Моя ткань пока что подорожала только на 15%, но я буквально запрыгнула в уходящий поезд. То, что раньше работало, в течение трех месяцев точно перестанет работать. Пока что склады полны, хотя многие поставщики уже заморозили продажи, потому что не понимают, какую цену установить. А что будет потом, когда закончатся остатки? Что из того, что мне нужно, получится купить? Я не боюсь, что мой продукт перестанут покупать. Я боюсь, что будет не из чего шить. На ходу придется что-то изобретать, заново сканировать свой продукт и каждый кирпичик вытаскивать, осматривать и, возможно, менять, потому что не будет поставок.

Сейчас всем нужно объединяться, рассказывать про любимые бренды, делать коллаборации и кросс-скидки.

Большую роль играют оффлайн-маркеты, поскольку нас лишили рекламы в Инстаграме, а продажи нужно поддерживать. Конечно, я сделала группу VK, но там пока 350 человек. Сама платформа радует, там есть магазин, оплата прямо на сайте. Думаю, все потихоньку туда переберутся, потому что VPN — это испытание, в какой-то момент людям надоест его переключать, и Инстаграм очень сильно потеряет охваты.

Несмотря ни на что, я с оптимизмом смотрю в будущее, потому что вижу освобождающиеся рынки. Людям все равно нужно будет что-то носить, вопрос только в том, насколько получится сбалансировать себестоимость и отпускную цену. Уезжать не хочу и не вижу в этом смысла. Я хочу жить в своей стране, говорить на своем языке. Понимаю, что обстановка вряд ли станет более демократичной. И все же мне нравится в России — с оговорками конечно, но где нас ждет идеальный мир? Сейчас уезжает столько талантливых людей, и я чувствую, как важно продолжать быть хранителем эстетики в нашей стране.

60% заказов были из-за рубежа

Светлана, создательница бренда «Я тебя леплю» и одноименной керамической мастерской, Санкт-Петербург

Светлана, создательница «Я тебя леплю»

У меня высшее образование в сфере маркетинга и после окончания института я работала по специальности. Когда вышла в декрет, искала для себя возможность отвлечься от рутинных дел — так в 2017 году я впервые попала на мастер-класс по керамике. Сначала она стала моим хобби: мне нравилось делать красивые штуки для себя и для друзей, и я начала выкладывать их в Инстаграм. Оказалось, что они нравятся и другим людям тоже, причем по всему миру — так началась история «Я тебя леплю». С 2018 года керамика — мой полноценный источник заработка.

До весны 2020 все было классно: работа шла просто и легко, я училась, пробовала разное, аккаунт в Инстаграме вырос без вложений, и я была окрылена интересом других людей к моему творчеству. Пандемия стала первой трудностью, хотя теперь я понимаю, что все было не так уж плохо. Я переживала из-за возможных сложностей с поставками зарубежных материалов, однако все быстро наладилось, и я продолжала лепить. А спрос и просмотры в Инстаграме даже немного повысились: видимо, люди на удаленке старались как-то развлечься и смотрели приятные картинки.

С ростом числа заказов все сложнее становилось заниматься керамикой дома (глина была везде), и я решила арендовать отдельное помещение для работы. Зимой 2021 года нашла классное место, взяла в долг денег, сделала ремонт и переехала из домашней мастерской в собственную студию — мечта керамиста. Там я сейчас работаю и провожу мастер-классы, за счет которых покрываю аренду. Это мой первый опыт самостоятельного бизнеса, поэтому я не ждала золотых гор на старте. Сначала в студию ходили только мои друзья и знакомые, благодаря их участию и поддержке первые полгода мне удалось выходить в ноль, а осенью даже немного вышла в плюс. И стоило мне почувствовать, что все будет хорошо и мои труды вознаградятся, как начались всем известные события.

Керамические изделия от бренда «Я тебя леплю»

Я пришла в ужас от новостей 24 февраля. Первое время даже не думала о том, как это может повлиять на мой бизнес — впала в ступор, и думала только о том, как тяжело сейчас приходится людям, которые прячутся и бегут, бросая все.  Первые две недели после начала «спецоперации» люди практически перестали ходить на мастер-классы. Наверное, все тогда были немного в шоковом состоянии и не понимали, можно ли тратиться на отдых и творчество, или лучше вложить все средства в гречку и сахар. Материалы сейчас подорожали практически в два раза.

Вопрос от подписчика:

«Какая у вас доля импортных материалов и исходников? И какой дальнейший план на кризис?»

Я работаю на испанской глине и немецких глазурях, поэтому вынуждена уже сейчас поднимать цены, чтобы позволить себе необходимые расходники. Некоторые компании уже сообщили, что не будут делать поставки в Россию. На отечественных материалах я не работаю потому, что раньше, даже с учетом всех транспортных расходов, испанская глина стоила очень вменяемых денег — примерно как русская. Еще была хорошая глина с Донбасса, но сейчас поставок оттуда нет. Глазури у нас тоже производят, но по цене они не уступают немецким или американским, а по качеству могут уступить. Сейчас я вижу что дефицит материалов стал стимулом для создания керамистами чего-то своего — это, конечно, очень здорово, но лучше бы развитие сферы происходило более естественным образом и не такой ценой. Еще я пока что не понимаю, как я буду продавать свои изделия: раньше 60% заказов были из-за рубежа, а сейчас неизвестно, как будет работать почта, сколько будет стоить доставка и как переводить деньги, если закрылся PayPal.

Я очень хочу остаться в керамике, люблю это дело всей душой и надеюсь, что смогу как-то вырулить из этой ситуации. Пока что совсем непонятно, будет ли стабильный доход. Не исключаю, что мне придется закрыть студию и вернуться работать домой, но буду держаться сколько возможно — много любви и сил вложено в этот проект, много положительных слов от посетителей студии. Очень хочется остаться в этом поле радости, я чувствую себя на своем месте. Да, у меня есть муж, который, если что, прокормит, но ведь хочется не просто бесконечно работать, чтобы держать дело на плаву, а приносить пользу своей семье. Думаю, что людям, которые живут только за счет творчества, сейчас будет очень трудно.


Хотите тоже задавать вопросы героям материалов «Амбиверта»? Станьте одним из наших подписчиков на сервисе «Бусти» (российский аналог Патреона). 

Мы благодарим наших подписчиков, благодаря которым мы смогли выпустить этот материал:

  • Антон Селезнев
  • Иван Китов

Стать нашим подписчиком можно по ссылке.

Редактор: Жанна Нейгебауэр


Проверьте, что вы узнали:

Какой основной компонент для изготовления бомбочек для ванн?
Что выгодно отличает VK от Инстаграма, по мнению некоторых предпринимателей?
Почему ювелирам скоро станет особенно сложно работать?
В чем проблема легкой промышленности, работающей в сегменте up-middle?

 

Возможно, вас также заинтересует: