«Шутим, что станем работать бабушками в музее»: культурологи о науке и жизни после университета

Анализ сериала «Счастливы вместе», porno studies и исследования звука

Иллюстрация: Елизавета Грицай

Многие не понимают, чем занимаются культурологи. Одни считают, что они изучают прошлое, а другие — что исследуют искусство или философию. На самом деле культурология — это гораздо более широкая область, которая охватывает все аспекты человеческой жизни. Мы поговорили с культурологами и узнали:

  • Почему культурологи поступают в университеты через тесты ВКонтакте?
  • Как дизайнерам и экологам могут пригодиться культурологические исследования?
  • И правда ли, что культурологи могут работать только в музеях?


Исследователь имперской культуры София Осокина: «Культурологии приходится доказывать, что ее можно считать наукой»

В конце школы я знала, что мне нравится изучать языки. Еще я любила обществознание и участвовала в олимпиадах по этому предмету. Рассматривала направления, связанные с политологией. 

Но в итоге сдала предметы, которые подходили для культурологии. Поступила в РГГУ, потому что мне понравился вуз и приемная комиссия. Одна из ее участниц в будущем стала моей научной руководительницей. 

В бакалавриате я изучала историю России, а потом поступила в магистратуру на культурологию. Мы изучали взаимодействие Российской империи с Восточной Европой. Сейчас планирую поступление в аспирантуру за рубеж.

О культурологии

Нашу самую первую пару в РГГУ вел депрессивный преподаватель, который сказал, что культурология — это «ублюдочное» понятие. Потом мы с одногруппниками завели мемный паблик с таким же названием. Другой преподаватель говорил, что культурология — это метанаука. Мы можем анализировать самое разное гуманитарное знание. 

Культурологии приходится доказывать, что ее можно считать наукой, ведь она появилась в России только в конце прошлого века.

При этом культурология в нашей стране очень разная. Есть школы в РГГУ, ВШЭ, МГУ и другие. Первые две ориентируются на конкретные подходы. К примеру, один из них — культурные исследования. 

Об отличии от других наук

Отличие культурологии от других наук состоит в том, как формируется предмет исследования. Мы не классифицируем их по значимости. Даже преподаватели говорят, что мы можем изучать совершенно любые явления. Культурология многое заимствует из других наук. Мы используем и исторические подходы, и социологию, и контент-анализ.

О культурологии в России

Обычно культурологию преподают филологи, философы и другие гуманитарии. Все из-за того, что культурология — молодая наука. Есть те, кто из других направлений с головой уходит в новую область. А встречаются исследователи, которые жалеют о своем выборе, как тот депрессивный преподаватель. 

После 24 февраля многие специалисты ушли или переехали. Некоторые курсы стали читать аспиранты. Это грустно, ведь из университета пропали ценные кадры. В целом, с культурологией в РГГУ все было замечательно. Конечно, встречались провальные курсы, но этого не избежать.

Чаще всего преподаватели и предметы вдохновляли на то, чтобы браться за собственные научные работы. Встречалось много актуальных курсов, например, о постколониальных и городских исследованиях. А еще мы делились по профилям: культура России, культура Европы и массовые коммуникации, нацеленные на исследования медиа.

Но в самом начале обучения многие не понимали, что происходит. Это распространенная проблема для российского высшего образования. Многие поступают на программы, о которых они ничего не знают, потому что прошли по баллам ЕГЭ. У нас было очень много таких людей. Я тоже не мечтала стать культурологом, но в итоге втянулась. 

На первых парах теряешься из-за междисциплинарности. В голове еще нет сформированной картинки.

Ты получаешь много обрывочных знаний. Но к концу обучения становится понятно, зачем мы читали все это на первом курсе.

О жизни после университета

Шутки, что все мы пойдем устраиваться в Макдональдс, начинаются еще на первом курсе. В учебной программе было абстрактно написано, что мы можем работать в учреждениях культуры, бизнес-культурных проектах, управленческих и образовательных организациях. Но это все вода, если честно. 

У нас в РГГУ проходит ежегодная конференция, которая называется «Профессия-культуролог». На нее приглашают выпускников и экспертов из отрасли, которые занимаются культурными проектами. 

Я проходила практику в «Мемориале» — это международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество. Тогда оно еще не было ликвидировано и не признано иноагентом. Практика выдалась хорошей, потому что меня научили работать с архивами. Это базовый навык, который нужен для исторических исследований.

Среди культурологов есть шутка, что мы будем работать бабушками в музее. Возможно, кто-то из наших одногруппников действительно этим занимается. Большая часть культурологов интересуется проблемами, связанными с современным искусством, музейной и выставочной практикой. Но многие выпускники работают не по специальности.

Я хочу пойти в аспирантуру, буду заниматься исследованиями и преподаванием. А пока работаю научным сотрудником в одном образовательном учреждении: занимаюсь написанием текстов и переводами. Но думаю, что культурологическое образование помогает. Любая работа с текстами, в целом, входит в мою специализацию.

О диссертации

На втором курсе я начала писать работу о восприятии Речи Посполитой в российской журналистике 19-го века. Взаимоотношения между этими двумя государствами были хорошо изучены, поэтому мне стало интересно посмотреть на конкретные группы населения и на их взаимодействие с нашей страной. 

Я писала диплом о том, как российские чиновники во время разделов Речи Посполитой приезжали на присоединенные территории. Мемуаров с конца 19-го века сохранилось мало, поэтому особенно сложно найти нужную проблематику.

Меня заинтересовала Центрально-Восточная Европа, поэтому в магистратуре я продолжила заниматься этим исследованием. Главный мем моей жизни — это то, что я пытаюсь определить универсальное понятие «империя», но за 6 лет так и не смогла это сделать. Каждый человек по-разному его трактует. 

Об имперских исследованиях в России 

Пока не знаю, как сделать карьеру преподавателя-ученого со своей темой диссертации. Не то чтобы я сталкивалась с негативным отношением, хотя мою тему отказывались брать на конференции. Конечно, сейчас можно проводить постколониальные исследования, но не так, как хотелось бы. Когда пишешь для российских учреждений, приходится заниматься самоцензурой.  

Конечно, много работ уже написано по этой теме. Но мне кажется, это как с Платоном и Шекспиром: мы все еще их изучаем. Из-за политических событий эта тема каждый раз открывается по-новому. 

Остались методологические вопросы, которые нужно решить, и множество источников, которые предстоит изучить. К примеру, плохо исследованы процессы включения территорий Речи Посполитой в состав Российской империи после разделов.

О работе над исследованиями

Работа над исследованием в культурологии не особенно отличается от других гуманитарных наук. Тут много общих принципов. 

В РГГУ советовали вести работу от объекта. Например, исследование можно строить от феномена, который кажется необычным или меняет представление об историческом периоде. Затем нужно задать к нему вопрос. Обычно он связан с тем, как сделан тот или иной культурный объект. 

Этот подход взял из классического исследования «Как сделана шинель Гоголя?» филолога Эйхенбаума. Он один из первых проанализировал не сюжет повести, а ее текст и язык. 

Помимо этого, нужно обратить внимание на репрезентацию. Это понятие взяли из cultural studies. Однажды на семинаре мы анализировали репрезентацию гендерных ролей в сериале «Счастливы вместе». Но объектом для такого изучения может стать что угодно. 

Когда исследовательский вопрос сформирован, нужно изучить литературу по теме. Затем необходимо определить круг источников. Это поможет понять, что включить в выборку для анализа.

В зависимости от источника и темы работы подход к сбору данных может меняться. Для диплома я ходила в архив, для других исследований искала видео, подкасты и песни в интернете. 

Исследователи должны опираться на самую актуальную литературу: статьи из иностранных научных журналов. С доступом к ним и раньше возникали проблемы, а сейчас дела обстоят еще хуже.

О развитии культурологии

С конца 20 века культурология начала делиться на множество «стадис» —  междисциплинарные группы, у которых есть относительно общий взгляд на объект исследования. Классические примеры: gender studies, memory studies и другие. Но сейчас есть и более узкие направления: childhood/children studies, death studies и даже porn studies. 

Особенно перспективные направления определить трудно. Скорее есть более успешные ученые в каждом направлении. Встречаются исследователи, которые придумали новые подходы и которых читают все культурологи. 

Например, Фрэнсис Йейтс. Она писала книжки про Возрождение, но не так, как мы обычно про него думаем: Италия, возвращение к античности, гуманизм. В ее работе акцент сделан на практики, которые сейчас кажутся маргинальными: магия, нумерология, оккультизм. Фрэнсис обратила внимание на то, как такие вещи помогают понять культуру другого времени. 

Об известных культурологах

Есть известный российский культуролог Оксана Мороз. Она часто выступает на Ютубе. В ее профиле можно найти видео о культурологии и о том, как работать над исследованием или дипломом.

На одном из семинаров мы изучали «Кривое горе: Память о непогребенных» авторства Александра Эткинда. Эта книга, посвященная проблемам памяти. Еще мы читали исследование Полины Барсковой «Черный свет: проблема темноты в блокадном Ленинграде». Его я тоже советую.

О начинающих культурологах

Начинающим культурологам придется много читать, особенно в самом начале. Но не нужно любую литературу воспринимать как экспертное высказывание, которое нельзя критиковать. В культурологии есть много статей и подходов, противоречащих друг другу. Эта критика более ценна, чем слепое следование одному подходу.

Музыкант и исследователь звука Георгий Орлов-Давыдовский: «Культурология помогает приобщиться к саморефлексии»

В школе я любил обществознание. Культурология тоже вписывалась в мои интересы, поэтому решил выбрать эту специальность. Думал пойти на педагога, но не стал. Зато сейчас получаю аспирантуру в этой области. 

А один из моих друзей пошел на культуролога из-за теста ВКонтакте. Он ответил на 6 вопросов и решил поступать. Тогда уже прошло ЕГЭ, поэтому нужно было быстро принять решение. 

О культурологии

Культурология — междисциплинарный слом, который произошел из-за левой обстановки в западноевропейской науке. Эта область знания сосредоточена на изучении политического, социального и культурного контекста.

В России разные представления о культурологии. Например, в ВШЭ марксистский уклон, а у нас в РГГУ — веберовский. Мы сосредоточены на изучении семиотики — знаков и символов, которые встречаются в культуре. Наши наблюдения полезны для коммерции и бизнеса. 

Эта наука — хороший старт для тех, кто хочет заниматься творчеством. Мне культурология открыла двери в мир музыки. До сих пор вспоминаю университетский материал, когда занимаюсь полиритмией и археоакустикой. А еще изучение культурологии помогает приобщиться к саморефлексии.

О том, чем культурология отличается от других наук  

Культурология позволяет вырабатывать интересные методы работы с научным знанием. Благодаря этому можно взглянуть на одну и ту же тему под разными углами. 

О жизни после университета

После получения диплома нам приходится выходить в мир, не вписывающийся в правила игры, которым нас учили в гуманитарном университете.

В жизни излишняя академичность может навредить.

О работе

Сейчас многие молодые специалисты умудряются совмещать преподавание с чем-то еще. Например, можно устроиться в посольство, Министерство культуры или частную галерею. К сожалению, я знаю случаи, когда людям не пригодилось образование. Сейчас они занимаются совсем другой деятельностью. 

Культурология как наука пока что связана с левым дискурсом, поэтому мне больше интересна работа с людьми. Именно из-за этого я занимаюсь организацией мероприятий. 

О знаменитых культурологах

Стоит почитать исследования в области истории искусств, особенно Якоба Киркегора. Он описывал гиперреальность, которую мы не можем услышать самостоятельно, но можем почувствовать с помощью технологий. 

Для одной из своих работ Якоб посетил Чернобыль. Он записал бассейн, спортивный зал, церковь и обычную комнату. Исследователь фиксировал звуки в помещении каждые 30 минут. В итоге они накладывались друг на друга, создавая эхо. 

Есть работы, связанные с психологией. Они нужны, чтобы понять, как человек реагирует на шум. Результаты этих исследований пригодятся дизайнерам для проектирования жилья. 

Об исследованиях звука

Звук можно изучать с точки зрения акустической экологии. Это важно, потому что в последнее время китам и другим рыбам стало сложнее общаться с помощью эхолокации. Причина — акустическое загрязнение, вызванное технологиями.

Другая часть исследований посвящена шуму. Ученые анализируют звуки в пространстве. Люди воспринимают их по-разному. Это зависит не только от наших личностных особенностей, но и от культуры. Значение имеет и звуковая загруженность в той или иной локации.

Например, в России люди ходят на кладбище, чтобы побыть в тишине. Мы привыкли к тому, что это спокойное и уединенное место. Но в Париже кладбище — городское пространство, которое используют для отдыха. Некоторые мамы даже гуляют там с колясками.

Также есть работы, связанные с кино, медиа и радио в самых разных аспектах. Мы можем изучать речи Троцкого и Ежова из Российского государственного архива. У нас есть возможность исследовать церкви и французские пещеры. Влияние звука можно заметить и в повседневной жизни. Обычно дешевые квартиры находятся ближе к шоссе — это политика шума.

О проблемах в изучении звука

Каждая учебная программа собирается преподавателем самостоятельно. Нет хороших русскоязычных пособий. Мне удалось найти только 3 учебника на английском языке. Есть еще одна проблема — отсутствие исследователей, которые готовы качественно вести работу. 

Об актуальных задачах в исследовании звука

Сейчас особенно интересны исследования, посвященные виртуальной реальности, имплантам и препаратам, усиливающим слух. 

О том, как изучать звук

Начинать нужно с личного. Обратите внимание на звуки, которые напоминают вам о том, чего уже не вернуть. Попытайтесь понять, как они передают эти ощущения.

Затем я бы посоветовал прогуляться по парку. Послушайте одно и то же место в течение нескольких часов. При этом важно не отвлекаться и не смотреть в телефон. Слушайте звуки и чувствуйте, как они в вас откликаются. 

Редакторы: Мария Бодрова, Владимир Ерёмин

Проверьте, что вы узнали:

В чем отличие культурологии от других наук?
Что такое семиотика?
Каких дисциплин пока не существует в культурологии?
Разбор произведения какого писателя вдохновило культурологов на исследования объектов?


Подписывайтесь на наши соцсети:

— Телеграм

 ВК

— Дзен

— Ютуб

Возможно, вас также заинтересует: