«Мы не соблюдаем жестких диет — это стереотип»: балерины о спектаклях и репетициях

Разбитые пуанты, неудачные выступления и строгие преподаватели

Иллюстрация: Елизавета Грицай

Русский балет на протяжении многих веков был одной из визитных карточек нашей культуры, и его до сих пор считают эталоном во всем мире. Мы поговорили с балеринами и узнали:

  • Почему в театре часто унижают балерин? 
  • Какие требования по внешности для балерин?
  • Правда ли, что мужчины не востребованы в балете?
  • Сколько нужно работать, чтобы стать примой или выйти на пенсию? 


Язиля: «Я каждый год хочу бросить балет»

Мне 24 года. В балете я уже 14 лет. Училась в башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева. Поступала туда в 10 лет и проучилась 8. Сейчас работаю в театре оперы и балета в Уфе. Помимо этого, веду стретчинг и практики по йоге.

О том, как попала в балет 

Это мечта моей мамы. В детстве она хотела стать балериной. Когда родилась я, мама сразу решила, что ее дочь будет танцевать. Мне все детство приходилось слышать: «Ты будешь балериной». Хотя у меня особого желания тогда не было. 

Сначала ходила на эстрадные танцы, а потом занималась хип-хопом. Однажды мама предложила попробовать балет. Мне эта идея не очень понравилась, потому что в 2009 году был популярен тектоник и хип-хоп. Но мама настояла, и я все-таки пошла на балет. Со временем мне понравилось. Я захотела развиваться и решила остаться.  

О балетном образовании 

В Уфе находится хореографический колледж. По всей России есть училища и академии. Туда поступают в 5 классе через отбор: проверяют здоровье и внешние данные. Также мы сдаем экзамены по математике, русскому и литературе. 

В колледже у нас были общеобразовательные предметы и хореография: классика — занятия у станка и практика комбинаций, модерн, народные и характерные танцы. Ученики целый день находились на занятиях. Я жила в интернате, поэтому хотя бы на перерывах могла приходить в комнату, чтобы прилечь. 

О желания бросить балет

Я каждый год хочу бросить балет. Это происходит периодами, когда совсем не остается сил. Но потом открывается второе дыхание, и хочется остаться, потому что проделано уже много работы.

Некоторые одноклассницы ушли из балета. Есть девочки, которые после выпуска даже не начинали карьеру: кто-то стал мастером маникюра, а кто-то — риелтором. 

О карьере после балетного училища 

Обычно после выпуска становятся педагогами. Можно вести у детей растяжку и классику или заниматься с гимнастками и фигуристками. Некоторые открывают свои студии для взрослых. Многие женщины тоже пытаются стать балеринами и с удовольствием учатся стоять на пуантах. При желании можно получить высшее образование. Знаю девочек, которые отучились на врачей.

О зарплате 

Заработок у всех разный. В Уфе совсем другой уровень зарплат: в Москве он выше. В нашем театре балльная система. Возьмем для примера «Лебединое озеро». За вальс — 5 баллов, за танец лебедей — 7 баллов, а остальные по 4. Один балл равен 70 рублям. Зарплата зависит от того, сколько станцуешь и какие партии выполнишь. У солисток такая же ставка, но баллы значительно выше. Также нам платят за репетиции. 

О личных качествах танцоров балета

В первую очередь нужно трудолюбие, потому что ленивые люди в балете долго не задерживаются. Мы каждый день оттачиваем движения и репетируем, а для этого нужно терпение. На нас давят педагоги: часто унижают и ругают. Когда воспринимаешь их комментарии близко к сердцу, хочется уйти.

Но нужно понимать, что это работа. Мы здесь, чтобы нас исправляли, поэтому важно сохранять веру в себя. 

Об оскорблениях 

Думаю, педагоги хотят нас мотивировать. Когда с тобой обращаются мягко, пропадает страх и стимул. Однако я считаю, что со взрослыми танцорами педагогу все же нужно быть мягче. В детстве ты боишься авторитета, а в зрелом возрасте крики и унижения воспринимаются по-другому.

В театре хотелось бы видеть больше уважения к артистам. Раньше преподаватели били танцоров по попе и рукам. Сейчас за такое сразу подают в суд. В нашем колледже из-за этого бывают проблемы. Допустим, педагог привык тыкать ногтем в попу, чтобы ребенок ее втянул. Сейчас дети на такое жалуются, и учителя увольняют. А в прошлом все терпели и считали, что так надо. 

О требованиях к балеринам 

Человек должен быть стройным вне зависимости от пола: худые и длинные ноги, небольшая попа и голова, длинная шея. Если у ребенка маленькое тело или слишком крупная стопа — отказ. У балерин должны быть красивые коленки и подъем — бугорок, когда тянешь стопу.

Нужна хорошая выворотность — способность танцора разворачивать ноги наружу от бедра до кончиков пальцев. Также важна здоровая спина.

Проверяют шпагаты, мостик, прыжки и оценивают музыкальность. Обычно дети, которые мечтают о балете, заранее занимаются с педагогом и приходят уже подготовленные. 

О диетах 

Есть худые с рождения, а есть склонные к полноте.

Тем, у кого большие ляшки, приходится всю жизнь ограничивать себя в еде. Один из наших педагогов начала худеть еще в училище и просидела на диетах всю карьеру.

В нашем театре заставляют скидывать вес, в том числе и меня. Я считаюсь полненькой по меркам балета. Приходится худеть, но сейчас отношусь к этому адекватно. Я не сижу на одной гречке и огурцах, а правильно питаюсь и соблюдаю КБЖУ (калорийность, белки, жиры и углеводы). Когда балерина сильно худеет, у нее нет сил и постоянно кружится голова.

Танцовщицам важно следить за весом не только из-за внешности, но и чтобы партнер не повредил себе спину. К тому же, если будешь полненькой, то не влезешь в костюм. Было бы хорошо в каждом училище иметь своего диетолога, чтобы девочек учили сбрасывать вес правильно. Когда тебе 15, похудеть — это просто не есть. В детстве некоторые танцовщицы страдали булимией и пили таблетки. Я знаю, что это популярно в балете. Думаю, РПП появляется от незнания.

О том, как стать примой 

Есть балерина Мария Хорева, которая училась в академии балета имени А. Я. Вагановой. Уже там она танцевала сольные партии и продолжила исполнять их, когда пришла в Мариинский театр. Мне кажется, ей это далось легко. Она не карабкалась по карьерной лестнице, а пришла и стала солисткой. 

Мой педагог Людмила Васильевна Шапкина танцевала 7 лет в кордебалете — ансамбле из танцоров. Ее особо не выделяли, но однажды солистка заболела и некому было исполнять партию. Людмила Васильевна воспользовалась шансом, и ей продолжили давать соло. Так она и стала примой.

Есть ситуации, когда танцовщицу зовет в театр педагог. Сначала ты получаешь категорию корифей — групповые женские танцы и двойки — парные женские танцы. Если справляешься, то исполняешь па-де-де — дуэт, состоящий из мужчины и женщины. Есть роль подруги солистки — это не ведущая партия, но уже соло. 

О мужских партиях  

У парней тоже много работы. Это стереотип, что танцуют в основном балерины. Во всех партиях за танцовщицей ходит парень, который ее поднимает. К тому же, во многих спектаклях есть роль принца. Существует множество представлений, где в основном танцуют парни, например, «Спартак». Все 3 акта они отыгрывают легионеров и рабов. Главная роль в этом спектакле тоже мужская. 

О репетициях 

На работу мы приходим в 11 утра. Сначала делаем прическу и переодеваемся в балетную одежду. Затем разогреваемся: тянем стопы и садимся на шпагат. Потом приходит концертмейстер и педагог. Мы занимаемся классическим танцем и делаем комбинации у станка, тренируем прыжки и выполняем классику. Затем у нас есть 15 минут на перерыв. После него начинается репетиция. 

Для примера возьмем «Лебединое озеро». Кордебалет собирают в большом зале, и педагог зачитывает список задействованных в спектакле. Все балерины должны подходить по росту и быть в хорошей форме. 

В малом зале репетируют солисты. У них свой педагог и концертмейстер. Они больше работают над актерским мастерством и техникой, думают, как донести сюжет, а мы репетируем синхронность. После перерыва приходят мальчики из кордебалета. С ними мы исправляем поддержки.

Если спектакля нет, то расходимся по домам. А если вечером представление, то мы отдыхаем, а затем гримируемся. После спектакля нам обязательно устраивают разбор полетов: отчитывают и говорят, что нужно исправить в следующий раз. Иногда представление может быть настолько неудачным, что нас сильно ругают. Такое обычно происходит, если мы не в форме после отпуска.

Мне кажется, тяжело быть мамой-балериной. У меня есть подруги, которым приходится готовить ужин, гулять с собакой и проводить время с семьей. А я обычно прихожу домой и сразу засыпаю. Если днем нет спектакля, то подрабатываю тренером.

Об ошибках на сцене 

Такие случаи бывают каждый спектакль, потому что мы не можем делать все идеально. Иногда забываешь движения, а потом смотришь на остальных и пытаешься подстроиться. Бывает, это происходит незаметно для зрителя. Иногда даже педагоги не обращают внимание. Когда чувствуешь, что это было очень заметно, потом думаешь, что испортил весь спектакль.

Причины бывают разные. Например, иногда лента у пуант отрывается или цепляется за костюм. Можно спокойно поскользнулся или подвернуть ногу. Если ты упал, то обязан встать и продолжить, что бы ни случилось. Главное — делать вид, что так и надо. Если сильная травма, то танцора могут заменить или проложить спектакль без него. 

У солистов тоже есть вещи, которые не всегда получаются. Многое зависит от состояния человека. У балерины могло что-то произойти, но она выходит на сцену, выдавливает улыбку и танцует, несмотря на обстоятельства. 

О забавных ситуациях 

Как-то раз у друга на спектакле оторвалась резинка на лосинах. Он стоял в первой линии спиной к зрителям, танцевал и постоянно их поправлял. А еще как-то балерина вышла на сцену, а крючки от пачки случайно зацепили бюстгальтер. Танцевала, а за ней подпрыгивал и лифчик. 

О партнерах 

Для меня проще танцевать одной, потому что я несу ответственность только за себя и не думаю, как подстроиться под кого-то. Когда работаешь с партнером, нужно наладить контакт, иначе поддержки получаться не будут. Например, меня роняли во время репетиций или в колледже, когда мы только учились дуэтному танцу. 

Какая партия запомнилась больше всего

Я люблю партию патрицианок в балете «Спартак». Мы танцуем не в пачках, вместо них у нас прекрасные ожерелья и серьги, золотой костюм и высокий белый парик. В этой партии я всегда чувствую себя особенно важной. 

Есть нелюбимые танцы, например, снежинки из «Щелкунчика». В этой партии быстрый темп, сложные комбинации и техники. Танец тяжелый, рассчитанный на выносливость. Да и сам по себе «Щелкунчик» для меня — сложный балет. Танцевала в нем еще и партию детей. Если это постановка Григоровича, то спектакль проводишь на последнем издыхании: отнимаются ноги, а дыхалка умирает. При этом «Щелкунчиков» всегда очень много, особенно в предновогоднее время. Мы ставим спектакли утром и вечером. В декабре можем станцевать 10-15 спектаклей, хотя обычно постановок гораздо меньше.

О сложностях в работе 

Самое сложное — побороть лень. Тяжело преодолевать себя, чтобы снова и снова выдерживать репетиции. Важно не выдыхаться, потому что с нашим ритмом жизни очень просто выгореть. 

Девушкам тяжело работать в пуантах: болят стопы и натираются мозоли. Балерины не могут взять выходной и полежать дома, даже из-за месячных. Тяжело поддерживать себя в форме. У нас есть месяц отпуска, но в это время нельзя загорать и поправляться. Приходится два раза в неделю делать растяжку, чтобы не выйти из формы.

О травмах 

У меня развивается остеохондроз и появилась грыжа. Это страшно для балета: есть вероятность, что проблемы со спиной продолжат усугубляться.

Во время работы тело устает, а организм не всегда успевает восстановиться. Но кто-то вовремя отдыхает и принимает витамины, а некоторые считают, что все пройдет самостоятельно. У многих артистов есть проблемы с коленями, поэтому приходится делать операции. Есть риск подвернуть ногу. Помимо, этого балерины часто страдают от болей в ахилловом сухожилии.

О пенсии 

В нашем театре нужно отработать 23 года. Если я начала карьеру в 18, то в 41 выйду на пенсию. Но учитываются только рабочие дни. Если ты что-то пропустил, то должен отработать. Можно продлить контракт и работать до 45 лет, если тело позволяет. Многое зависит от внешности. В 45 можно выглядеть хорошо, но в этом возрасте обычно начинают появляться морщины. 

О стереотипах 

Один из стереотипов — большая конкуренция. Если хочешь добиться сольной партии, то работаешь над собой, а не борешься с кем-то. Другой стереотип, что артисты балета — геи или женоподобные. Таких мужчин много в любых профессиях. Это может быть простое стечение обстоятельств. Если ты надеваешь лосины, то это не значит, что ты гей.

Часто спрашивают, подкладывают ли мужчины что-нибудь в трико. У них действительно есть специальный бандаж, чтобы не повредить гениталии. 

Многие считают, что артисты балета слушают только классическую музыку и не ходят в клубы. У нас есть девочки, которые любят рэп и часто тусуются. Моя подруга обожает «Король и Шут» и «Рамштайн».

О внешности 

Я могу носить яркий маникюр, но когда выхожу выступать, то обязана его закрасить. Мы берем пластырь телесного цвета, вырезаем квадратики и клеем сверху на ногти или закрашиваем их обычным лаком.

Татуировки можно бить, если они сильно не выделяются. Чтобы скрыть их, мы пользуемся тейпом или гримом.

Еще нас часто ругают за слишком светлые волосы. На сцене много софитов, и иногда кажется, что голова лысая. Если стоишь в кордебалете, то лучше не выделяться.

О пуантах 

Есть пуанты российского производства. Они обычно сделаны из ткани и гипса, поэтому косточка на большом пальце натирается. Мы берем молоточек и проходимся по основе пуанта. Еще балерины мнут их, чтобы сделать устойчивее и откорректировать подъем стопы.

Есть пуанты американского производства «Гейнор Минден». Их делают из пластика. Если российские пуанты нужно подгонять под себя, то американские адаптируется под стопу.

Я застала время, когда иностранных пуант не было в продаже и приходилось использовать молоток. Такая обувь изнашивались за месяц, а на американских можно работать долго.

О фильмов про балет 

Мне понравился фильм «Большой». Знаю, что вышел сериал «Балет», который часто хвалят. Известный «Черный лебедь» больше не про балет, а про шизофрению, которой болела девушка. Режиссеры очень приукрасили сюжет, показав, что нужно переспать с директором ради соло. Если честно, я не люблю фильмы про балет: этого и так в жизни много. 

О том, как выбрать первый балет 

Я бы посоветовала пойти на классику — «Лебединое озеро». Там легкий и понятный сюжет. Знаю, что многие смотрели мультик «Барби: Лебединое озеро», поэтому у некоторых уже есть представление о происходящем на сцене. Если ты ноль в балете, то перед походом можно почитать либретто — краткое содержание спектакля.

Мужчинам посоветую «Спартак». Там есть сцены 18+, девушки в красивых костюмах и парни танцуют не в лосинах. Мой молодой человек смотрел «Спартак» 3 раза. Если хотите сходить в балет с ребенком, то рекомендую «Щелкунчик».

Софья: «Мы многое делаем из последних сил»

Мама отвела меня в студию танцев на базе театра эстрады в Екатеринбурге. Сначала я занималась ритмикой, а затем вступила в концертную балетную группу. Вместе с ней я выступала на мероприятиях города и театра.

Об обучении балету 

На балерину учатся в специальных хореографических училищах. Их у нас в стране не так много: они есть в Питере, Москве, Екатеринбурге и Перми. Я не оканчивала профессиональную школу, но все равно проходила соответствующую программу. 

В Екатеринбурге училась в лицее искусств — это учебное заведение полного дня. С утра мы изучали общеобразовательные предметы, а потом проходили фортепиано, историю балета, сольфеджио, хореографию и классический танец. По сути, мы прошли всю программу хореографической школы.

О карьере после балетного училища

Когда училась в лицее Дягилева, мы участвовали в спектаклях театра оперы и балетах города. Каждый год в школе проходил отчетный концерт, где выступали все дети балетного направления. Там мы показывали танцы, которые репетировали весь год. Один из концертов проходил в оперном театре. Возможно, по случайности там оказался педагог-хореограф театра музыкальной комедии. После концерта меня пригласили туда выступать. Тогда я только оканчивала школу. Обычно в профессиональных училищах проходит распределение в театры. Естественно, если ты профессионал, то можешь выбрать место самостоятельно.

О профессиональных качествах 

Я думаю, главным качеством у артиста балета должна быть искренность, вера не только в себя, но и в своего партнера. Я считаю, что в театре нет завистливых и злых людей. Если ты любишь работать, то это поощряется. 

Но в балете очень строгие требования к внешности. Например, у артиста должна быть длинная шея, узкие бедра и небольшой размер ноги. Если хотя бы один критерий не подходит, то балериной стать не получится. Знаю, что в некоторых балетных школах смотрят и на родителей, чтобы понять генетику. Например, если мама полная, то кандидатку могут не взять.

О диетах 

Балерины не соблюдают жестких диет — это стереотип. В нашей работе есть большие физические нагрузки. Если мы будем есть один огурец в день, то не выдержим тренировки. Все калории сжигаем на репетициях. Есть балерины, которые ограничивают себя в питании, но не с помощью жестких диет.

О репетициях 

В балетном классе собирается вся труппа, затем приходит педагог. Сначала мы репетируем без музыки, потом вызываем концертмейстера и танцуем под аккомпанемент. Как только все номера отрепетированы, спокойно идем домой.

О подготовке к ролям 

Мне нужно вкусно и плотно поесть перед тем, как выйти на сцену. Также необходимо загримироваться, но важно делать это в спокойной обстановке. Потом я спускаюсь на сцену за 10 минут до спектакля, проверяю реквизит сцену и разогреваюсь. 

О страхе сцены 

Страх сцены был, есть и будет, потому что это моя работа. Ты понимаешь, что за занавесом тысячи людей, и ощущаешь ответственность перед ними. Однажды мне дали главную роль в спектакле. Пока занавес поднимался, я чуть не упала в обморок от волнения. Но танец каждый раз наполняет меня счастьем и позволяет забыть о страхе.

Об ошибках во время выступлений 

Я считаю, что главное — улыбаться. Наш педагог говорил, что на технику смотрит 5 человек из зала, а остальные следят за эмоциями. В театре важно донести посыл. Чаще всего зрители просто не замечают ошибки.

О работе с партнером 

Лично я считаю, что сложнее танцевать с партнером и в массовке. Соло не такое трудное, потому что можно выкрутиться на ходу и никого не подставить. С партнером важно чувствовать друг друга и знать партию, а это в разы сложнее. 

О запоминающихся партиях 

У меня было соло в детском балете «Муха-цокотуха» — это любимая роль. Я очень хотела ее исполнить. К тому же, это детский спектакль, а их танцевать намного сложнее, потому что нужно передать эмоции ребенку. Когда в конце спектакля дети аплодируют, это дорогого стоит. 

О трудностях в работе 

Самое тяжелое в работе балерины — каждодневные уроки. Наш рабочий день начинается с классического танца. Мы делаем плие, тандю, прыжки. Самое сложное — любить тренировки и понимать, зачем это нужно.

О проблемах со здоровьем 

​​Травм у меня не случалось, но физически заниматься балетом тяжело. Мы переступаем через себя и многое делаем из последних сил. Иначе никак, если хочешь добиться хорошего результата.

О пенсии 

Балерина выходит на пенсию после 20 лет работы. Например, если я в 18 лет пришла в театр, то закончу карьеру в 38. Некоторые продолжают работать, но не на полную ставку, а со специальными договоренностями.

Балерины выходят на пенсию рано, потому что сильная физическая нагрузка, громкая музыка и софиты сказываются на здоровье.

О разбитых пуантах 

Балерины разбивают пуанты, чтобы удобнее стоять и тянуть носок. Мы должны создать подъем: прогнуть пуант так, чтобы нога вытянулась и наша красивая стопа стала виднее.

О стереотипах 

Балерины не подсыпают друг другу стекло в пуанты. До такого у меня не доходило. Думаю, сейчас есть много других способов отомстить.

О фильмах про балет 

Мне очень понравился фильм «Мой папа Барышников». Я его смотрела еще в школе, но он сильно запал в душу.

О том, как выбрать первый спектакль 

Людям, которые никогда не смотрели балет, я советую обязательно посетить какой-нибудь спектакль. Даже если вы не поймете, о чем речь, вы послушаете музыку, насладитесь красотой рук, линий, костюмов и душой танцовщиц. Чтобы лучше понимать билет, нужно покупать либретто. 

Редакторы: Мария Бодрова, Владимир Ерёмин

Проверьте, что вы узнали:

Зачем балерины разбивают пуанты?
Можно ли балеринам набивать татуировки?
Что такое корифейские партии?
Какому критерию не обязана соответствовать балерина?


Подписывайтесь на наши соцсети:

— Телеграм

 ВК

— Дзен

— Ютуб

Возможно, вас также заинтересует: