«Управлять оркестром на самом деле не нужно»: дирижеры о репетициях и музыкантах
Современные композиторы, ссоры с оркестрантами и дирижеры-тираны
«Персимфанс» — первый в истории оркестр без дирижера, который существовал в СССР с 1922 по 1932 год. Такие коллективы есть и сейчас, но если оркестры могут играть без дирижеров, то в чем смысл их работы? Мы поговорили с ними о том, какие жесты они используют, зачем им нужны палочки и почему во время концерта оркестром управлять необязательно.
Ирина Копачева-Куровская: «Дирижер — враг оркестранта»
О том, как стать дирижером
Как-то раз мамина сотрудница встретила меня из детского сада и принесла что-то, завернутое в пеленку. Сказала, что это мандолина. Я ответила: «Давай сюда мандалины, сейчас будем есть».
Пыталась на ней играть. Пальцы болели — приходилось перематывать их скотчем. Чуть позже окончила музыкальную школу по классу мандолины.
Поступила в музыкальное училище сразу на второй курс. Хотела на народное отделение, но остановилась на дирижерско-хоровом. Сейчас получаю второе высшее как симфонический дирижер. Не все хоровики могут управлять симфоническим оркестром — специфика разная. На данный момент работаю в храме и в двух театрах.
В первую очередь, дирижер должен быть коммуникабельным. Ему нужно с первой секунды увлечь музыкантов, чтобы они захотели его слушать. Если этого не произойдет, то даже у гениального дирижера ничего не получится — ему самому нужно быть интересным и наполненным.
Хоровой дирижер должен получить образование, знать специфику мужских и женских голосов и их диапазонов. Важно найти практику. Мне повезло: я до поступления руководила хором в храме. В училище это было большим плюсом.
О работе с музыкантами
Среди музыкантов есть куча анекдотов про нас. Считается, что дирижер — враг оркестранта, который пытается навязать свою точку зрения. Сейчас другая тенденция — тираны уходят. На нас можно даже подать в суд. Дирижеры учатся такту и вежливости.
Я считаю, что время диктаторов давно прошло. Нет никакого смысла вываливать неудовлетворенность от жизни на других. Нужно быть самодостаточным, интересным и достойным человеком. А проблемы или рабочие моменты всегда решаются.
Дирижер — это начальник.
Людям, которые работали в оркестре, а потом в этом же коллективе стали дирижерами, бывает труднее. Неделю назад пил пиво с коллегами, а тут выходишь и начинаешь выдвигать свои требования. Часто люди недоумевают.
Грань между начальником и другом очень тонкая. Нужно все время балансировать.
В любом случае вся ответственность на дирижере. В училище мне сказали, что дирижеры должны играть, как инструменталисты, а теорию знать, как теоретики. Хор опаздывает или поет не вместе — виноваты мы. Я воспитана на таких постулатах и считаю их правильными.
Контакт с оркестром устанавливается по-разному. Все зависит от ситуации. Оркестранты могут прикалываться над новеньким или молодым дирижером. У меня такие ситуации возникают постоянно. Это рабочие моменты — все живые люди. Но когда музыканты переходят грань, я могу отвечать жестко.
Ругаю тоже по-разному. Иногда достаточно взгляда, а иногда на эту тему можно пошутить — и обстановку разрядил, и показал, что слышишь ошибку. Реже делаю строгое замечание. Когда не в настроении, могу озвучить неприятный комментарий.
В большом коллективе слышать всех физически невозможно. У каждой группы инструментов есть свои концертмейстеры — ответственные люди, которые их слушают.
О палочках
Палочки я покупаю из пластикового материала — деревянная может вылететь из рук. Кстати, мне привычнее показывать жесты руками. Но палочка нужна, чтобы все музыканты видели дирижера.
Об оркестрах без дирижера
Сейчас существуют оркестры без дирижера. Они считаются продолжателями «Персимфанс». Но есть нюанс — им нужно тратить огромное количество времени на репетиции. По-настоящему талантливый дирижер не мешает оркестру. Он — вишенка на торте.
О трудностях профессии
Самое сложное в профессии — найти внутренний баланс и правильно распределить время между семьей и работой. Это сейчас особенно важно. Изначально девушки были обязаны сидеть дома и воспитывать детей. Мне кажется, поэтому женщин-дирижеров мало. Не у всех есть физическая возможность заниматься своим делом.
У меня самой двое детей. Муж тоже работает. С детьми сидят бабушки. Я безмерно благодарна своей семье. Если бы их не было — не смогла бы получать образование и выступать на концертах. Дети или работа — трудный выбор для женщины. Так сложилось исторически.
Но мне грех жаловаться — в работе никогда не отказывали.
Мой педагог считает, что дирижирование — это не женское дело. Вот только это не мешает ему меня учить.
О заработке
В среднем дирижер зарабатывает от 30 до 60 тысяч рублей, если он занят в одном месте. Я не знаю ни одного музыканта, который бы играл в одном оркестре. У всех есть подработки.
Владимир Яцкевич Главная: «Задача дирижера — не мешать оркестру»
О том, как стать дирижером
Я окончил музыкальную школу по классу фортепиано, колледж по специальности хоровое дирижирование и Гнесинку по оперно-симфоническому дирижированию. Не знаю, в каком учебном заведении лучше получать образование, — все зависит от преподавателей.
Дирижером может быть не каждый. Нужно обладать знаниями, иметь силу воли, характер и музыкальность.
О жестах
Существует миллион дирижерских жестов. Во время учебы мне все время говорили, что звук находится под пальцами. Левая рука отвечает за сердце — за характер произведения, а правая — за ритм.
Есть базовые жесты. Например, знак «внимание» можно показать указательным пальцем, ладонью, двумя руками или взглядом. У каждого дирижера они свои.
О партитурах
У каждого человека 60 секунд звучат по-разному. Кто-то спокойный, а кто-то активный — от этого зависит понимание ритма. Например, в партитуре написано moderato (умеренно) и 80 ударов. Кто-то ставит себе метроном, чтобы их отмерить, а кто-то не обращает на это внимание и смотрит только на первое слово в партитуре. То есть, если композитор поставил четкий темп, не всегда нужно ему следовать.
Например, я работал с разными современными композиторами. Они сами не знают, чего хотят. В партитуре у них написано одно, а а я предлагаю по-другому из-за неточностей, и они соглашаются. Конечно, в сложных произведениях Рахманинова, Чайковского и других великих композиторов темп проставлен. Нужно ему соответствовать.
О работе с оркестром
Как говорил Римский-Корсаков, дирижер — профессия темная. Управлять оркестром на самом деле не нужно. Лучше это делать на репетициях. А на концерте необходимо создавать атмосферу. Опытные дирижеры говорят, что оркестру мешать не нужно.
Я помню, как в первый раз вышел дирижировать к струнному оркестру. Стараюсь красиво жестикулировать, а мне говорят: «Владимир, дай нам первую, вторую и третью долю, а мы все сыграем».
Сначала расстраиваешься, а потом понимаешь, что они правы.
На репетиции нужно заниматься музыкальным воплощением, а не заучиванием материала. Поэтому оркестрантов я не мучаю, прихожу готовым и собранным.
Дирижер не может быть мягким — иначе его сожрут. Если не покажешь силу воли, то оркестр будет вертеть тобой как угодно. Если на репетиции ты не хозяин, то и на концерте тоже.
Иногда участники пытаются спровоцировать конфликт. В таких случаях нужно сказать, что ты выполняешь замысел композитора. Если человек не соглашается, то остается указать ему на дверь.
Ругать никого нельзя. Так поступают только слабые дирижеры. У меня частный оркестр, поэтому я работаю только с теми, с кем хочу. Если человек не понимает свои ошибки — ругать прилюдно не буду, но в следующий раз не позову. Некоторые дирижеры отчитывают при всех, чтобы музыканты боялись.
Задача дирижера — не мешать. Можешь помочь — помоги, не можешь — не мешай. Главное задача — создать магию и атмосферу, ведь зрители приходят именно за ней.
Кстати, поэтому я не воспринимаю женщин-дирижеров. Они не прочувствуют глубину эмоций, нужную для музыки. Женщина в моем понимании — символ красоты и нежности.
Павел Путилов «Дирижер — это про психологию, а не про дирижирование»
О том, как стать дирижером
По образованию я саксофонист. Окончил Второе областное музыкальное училище, а после — академию имени Гнесиных. В Большом Московском цирке работаю 15 лет. Кстати, я не стремился стать дирижером. Честно, до сих пор считаю себя музыкантом-саксофонистом.
Наш бывший дирижер ушел на пенсию. Эдгар, Татьяна и Аскольд Запашные попросили меня занять его должность — я работал дольше всех и хотел развивать оркестр.
Дирижером может стать человек с высшим музыкальным образованием, который знает, что такое аранжировка, а главное — понимает, что такое оркестр и как с ним работать. Дирижер — это больше про психологию, чем про дирижирование.
О жестах
У классического оркестра одни жесты, у джазового — другие. То есть все зависит от специфики. У циркового оркестра свои особенности работы, музыкальные жесты и подача.
Дирижер симфонического оркестра играет музыкальное произведение от корки до корки. В цирке такое не встречается.
Дрессировщики не знают, что может произойти на сцене. Да, у них есть программа, но животные непредсказуемы. Например, медведь может не выполнить запланированный трюк. Дирижер должен подстроиться под эту ситуацию: приглушить оркестр или перейти на другой музыкальный отрывок.
Ни в коем случае нельзя переставать играть. Обычно я стою полубоком к оркестру, чтобы следить за происходящим на манеже.
В цирке много всего происходит. Один раз перед выступлением у музыканта лопнула скрипка. За минуту до представления мы меняли аранжировку и переделывали сольную партию.
О работе с оркестром
С музыкальной точки зрения, в коллективе работать легко, потому что каждый участник — профессионал. Им не нужно ничего объяснять и чему-то учить. Главное — донести требования, а музыканты моментально их исполнят.
Но дирижер — это часть оркестра, а не начальник. Без музыкантов мы не можем исполнять программу. Оркестр — это единое целое. К каждому человеку нужно найти подход. Дирижер должен объединить всех музыкантов и объяснить, что он хочет от каждого из них.
Без руководителя коллектив рассыплется. У меня был такой опыт. Работал в оркестре из 10 человек, где каждый считал себя лидером. На выходе получалась разнобойная музыка. Дирижер в оркестре должен быть обязательно.
Об отношениях с музыкантами
Я не ругаю участников за ошибки. Достаточно одного взгляда. До амбициозных музыкантов достучаться тяжело. Они не признают ошибки. Таким людям лучше заниматься сольной карьерой. Музыканты — это тонкие натуры. Они могут обидеться, даже если на них неправильно ткнешь пальцем. Нужно уметь понимать людей.
О минусах профессии
Минусов в моей профессии нет. Я всегда прихожу на работу с удовольствием. Но есть нюансы. Самое тяжелое — создавать из музыкантов единое целое.
Редактор: Мария Бодрова
Проверьте, что вы узнали:
Хотите задавать вопросы героям материалов «Амбиверта»? Станьте одним из наших подписчиков на сервисе «Бусти» (российский аналог Патреона).
Мы благодарим наших бустеров, благодаря которые помогли нам выпустить этот материал:
Антон Селезнев
Иван Китов
Ксения Заикина
Стать нашим подписчиком можно по ссылке.