«Люди не понимают, за что мне платят»: киберспортсмены о турнирах и видеоиграх
Психологи в команде, приз в 6 тысяч долларов и 4 тысячи часов в Dota 2
Несмотря на свое 20-летнее существование, киберспорт по-прежнему официально не признан во многих странах, да и в России только 14% россиян считают его полноценной профессией. Тем не менее наша страна первой признала существование виртуального спорта, а сейчас находится на 5 месте по числу игроков в мировом рейтинге.
Мы поговорили с киберспортсменами о том, чем российские игроки отличаются от иностранных, как подросток может стать менеджером профессиональной команды, сколько можно зарабатывать на турнирах и зачем они берут с собой на соревнования не только тренеров, но и психологов.
Никита, игрок Dota 2: «Киберспорт может принести много пользы»
О себе и играх
Я любил игры с самого детства, но мне не повезло с первым компьютером: некоторые игры на него не шли. Я расстраивался, приходил в магазин и менял диски по несколько раз. Одной из самых любимых игр был Warcraft. Обычно я играл после учебы, иногда ходили с друзьями в компьютерные клубы. Профессиональный киберспорт появился в моей жизни намного позже. Я выбирал между «КС» и «Дотой», потому что меня звали в команду и по одной, и по другой игре. В итоге остановился на «Доте» и понял, что хочу играть на саппортах — помогать другим игрокам побеждать.
У моих родителей была адекватная политика: уроки сделал — занимайся чем хочешь. Я выбрал предметы, нужные для сдачи ЕГЭ, а на остальные забил и начал много времени посвящать играм. Затем стал участвовать в первых турнирах на 5-10 долларов и постепенно прокачивать свои навыки.
В 2023 году многие осознают, что киберспорт — это нормально. Появляется все больше игр, да и возможностей сейчас куда больше. Даже самый дешевый и старый компьютер может потянуть «Доту» и «КС».
О качествах профессионального киберспортсмена
Профессиональному киберспортсмену нужно стремиться к хорошему рейтингу. Если ты играешь и понимаешь, что стоишь на месте, — есть несколько способов решения проблемы. Можно разработать новую стратегию или начать смотреть стримы и задавать ведущим интересующие вопросы.
Для меня основа хорошей команды — высокие результаты. Какие бы приятные люди тебя не окружали, если вы проигрываете — участвовать в турнирах перехочется. Команда с добрыми и уступчивыми участниками — редкость для СНГ. Но я лучше буду играть с агрессивным, но продуктивным человеком, чем со спокойным, но не приносящим команде побед.
О тренировках
Количество тренировок зависит от мероприятия, в котором ты участвуешь. В начале пандемии оффлайн-турниров было меньше. Сейчас они появляются, но онлайн-встреч намного больше. По моим ощущениям, живое взаимодействие проще. Иногда что-то идет не так, но вы все равно должны находиться рядом. Это помогает решать конфликты.
Происшествия могут быть как во время тренировок, так и во время турниров. Однажды у меня отлетел интернет, партнеры поставили игру на паузу на 15 минут — за это время я успел доехать до компьютерного клуба и продолжить. Был случай, когда во время игры нас всех выкидывало с сервера. Пришлось долго разбираться в неполадках и устранять их. Это вызвало много эмоций — в некоторых командах на такие случаи есть психолог, но не в нашей. У нас и тренер может нормальную взбучку устроить.
О победах
Я был на многих турнирах: ездил в Украину, недавно выиграл соревнования в Казани. Самый запоминающийся турнир — Pinnacle Cup, на который нас пригласили на замену. Все начали ругаться и возмущаться, ведь мы играем в плей-оффе, хотя слабее других участников. Но в итоге наша команда соревновалась в гранд-финале с Team Spirit, которым мы проиграли со счетом 3:2. Впоследствии выяснилось, что они выиграли «Интернешнл» — главный международный турнир. А это значит, что мы играли с мировыми чемпионами. Приз был достойным. Даже за второе место наша команда получила по 6000 долларов на человека. Такая сумма — мой максимальный выигрыш за один турнир. А так, даже за последнее место в первом дивизионе можно получить 2000 долларов.
Не могу конкретно сказать, как у нас в команде распределяется сумма, но тренер и менеджер тоже заинтересованы в хороших результатах. Даже во втором дивизионе, если ты начинающий игрок, можно получать около 300-500 долларов в месяц. В общем, денег хватает, чтобы доказать родителям, что я хорошо зарабатываю.
Об учебе и планах на будущее
Киберспорт можно без проблем совмещать с учебой или работой. Я успевал и поиграть, и поучиться, и потусить на выходных. Многое зависит от твоего таланта и того, что ты хочешь получить в итоге. Некоторые идут в киберспорт ради денег, а некоторые — потому что им это реально нравится. Но без мотивации можно быстро выгореть.
По поводу дальнейших планов могу сказать, что в наше время реально зарабатывать практически на всем. Нужно всего лишь немного подкачать медийность и подключить рекламу. Возможно, я хотел бы развивать себя в сфере спорта и питания, потому что занимаюсь этим достаточно долгое время. Если решусь закончить карьеру киберспортсмена, то могу работать фитнес-тренером или бьюти-блогером. В любом случае моя деятельность будет связана с продвижением в соцсетях, коммуникацией и рекламой.
О развитии киберспорта в СНГ
Из-за политических событий некоторые команды не могут собрать игроков из разных стран. В «Доте» была команда Virtus Pro, которой пришлось сменить название, чтобы участвовать в соревнованиях. При этом сильной дискриминации я не замечал.
Киберспорт будет развиваться во всех странах мира. В России и в Беларуси нужно проводить больше турниров и освещать эти события. Я живу в Минске и не помню, когда в последний раз здесь устраивали какие-либо оффлайн-турниры. Разумеется, нужно больше вложений, чтобы увеличивать призовые фонды и привлекать команды из других стран. Киберспорт действительно может принести много пользы как конкретному человеку, так и всему обществу.
Андрей, игрок Dota 2: «В СНГ не от хорошей жизни люди уходят в киберспорт»
О себе
Я с детства играл в развивающие игры на родительском компьютере. Мне нравились соревнования, но с реальным спортом не сложилось, — пришлось связать жизнь с виртуальным. О киберспорте узнал в 2013 году, когда начал играть в «Доту» и смотреть турнир «Интернешнл». Мне нравилось наблюдать за участниками, многие из них были моими кумирами. Я стал играть по 8 часов в день после школы и понял, что тоже могу стать для кого-то примером. Родители не были против и даже поддерживали мое увлечение. К тому же, я неплохо учился и приносил домой хорошие оценки.
В первую команду я попал благодаря компьютерному клубу в Москве. Там я нашел партнеров для небольших онлайн-турниров. Первый буткемп — место, где собираются игроки вместе с менеджером и тренером, чтобы выстроить план дальнейшей работы, — проходил в компьютерном клубе. Но обычно его устраивают в квартире или в коттеджном поселке. Там можно спокойно играть, общаться, смотреть кино и заниматься спортом.
Чаще всего в командах есть психолог. В последнее время многие поняли, что хороший специалист может сплотить команду и настроить ее на работу, иногда он даже контролирует игру. Благодаря нашему внеигровому психологу я стал легче справляться с волнением и выстроил режим. Все-таки во время игры не нужно отдаваться эмоциям, лучше подходить к делу с холодной головой.
Основа команды — дружеская атмосфера. Участники показывают достойные турнирные результаты, если ладят друг с другом и могут проводить время вместе как во время игр, так и вне их. С командой, в которой я провел последние полтора года, у меня были именно такие отношения.
О тренировках и распорядке дня
Как правило, во время тренировок есть режим. Команда встает за 2-3 часа до начала игры. Затем участники проводят два разогревочных матча. После них команда обсуждает цели тренировки и разбирает предыдущие ошибки. В конце каждый играет в одиночку, чтобы прокачать свой скилл. Обычно в день проводится от 4 до 6 раундов. В целом, на это уходит около 6-7 часов, иногда меньше. Есть часовой перерыв после нескольких игр и небольшие перерывы по 5-10 минут после каждого раунда. Частота тренировок зависит от даты ближайшего турнира и от того, как вы сыграли в предыдущий раз. В межсезонье команда ждет следующий цикл лиги. В это время она либо играет на онлайн-турнирах, либо набирается сил, тренируясь самостоятельно.
Среди моих знакомых практически нет людей, которые в выходные дни отказываются от «Доты».
О турнирах и зарплатах
В основном турниры начинаются с групповой стадии. Участники проводят матчи между собой и играют на вылет. По итогам этого этапа две проигравшие команды отправляются в нижнюю сетку, а победившие — в верхнюю, где есть шанс на одну ошибку: можно проиграть в одном раунде и не вылететь из турнира. Групповой матч проводится вничью, а матчи внегруппового этапа — до победы. В финале все соревнуются до трех выигрышей. Так и выявляется команда победителей. Призовой фонд образуется за счет спонсоров и краудфандинга. В прошлом году на турнире «Интернешнл» он составил 40 миллионов долларов, а в этом — 18.
При этом средний призовой фонд других онлайн-турниров — 50 тысяч долларов. Из них победители получают примерно половину. Зарплата зависит от результатов команды и ее спонсоров. Первые деньги я получил, когда был в запасе — моя зарплата составила около 300 долларов. Сейчас члены команды первого дивизиона получают 2-2,5 тысячи долларов в месяц.
Об иностранном киберспорте
Имея опыт общения с игроками из разных стран, могу сказать, что киберспорт везде разный. В командах из СНГ участники эмоциональные и вспыльчивые. Европейские киберспортсмены общаются более сдержанно. Но в России, Беларуси, Украине и других странах постсоветского пространства игроки сильнее преданы своему делу. У нас слишком разный бэкграунд: в СНГ не от хорошей жизни люди уходят в киберспорт. Как правило, это случается из-за семейных или финансовых проблем. Также есть разница в серверах: европейцы и русские играют на одном сервере, а киберспортсмены из Северной и Южной Америки — на другом.
Об учебе и планах на будущее
Профессиональную игру сложно совмещать с учебой или работой. Я начал заниматься киберспортом на первом курсе университета во время карантина. Тогда проблем не возникало. Но когда начались очные занятия, я уже играл в сильных командах — совмещать было трудно. Пришлось взять академ на год, а потом и вовсе забросить универ. Но я не жалею. Мне не особо нравилось учиться. Не знаю, кем бы я работал после университета с дипломом по информационной кибербезопасности. Пока что не думал, чем буду заниматься после окончания карьеры. Скорее всего, я уйду в стриминг или бизнес.
О развитии киберспорта в СНГ
После событий 24 февраля в «Доте» мало что поменялось: отношение к русским осталось прежним. Первые 2 недели после начала СВО были морально трудными, но через 2 месяца все пришло в норму. Я уехал в Сербию в марте прошлого года и до сих пор нахожусь там. Российские игроки могут получить визу во все страны, кроме Польши.
Чтобы отечественный киберспорт развивался, нужно придать ему больше огласки. Помогут, например, обучающие курсы. Благодаря им школьники и студенты смогут находить единомышленников и создавать команды. Лично я с помощью киберспорта стал лидером и сплотил вокруг себя людей. В дальнейшем мне бы хотелось победить в главном международном турнире и стать тренером.
Михаил, менеджер киберспортивной команды по Dota 2: «Я начал работать, когда мне было 14 лет»
О себе
В детстве мне нравилась игра, в которой нужно было стрелять в уток. О профессиональном киберспорте узнал, когда смотрел турниры по «КС» и «Доте». В 2020 году начал пытаться пробиться в эту область. Тем не менее игроком я не стал — тренировался в начинающих командах, но я был слабым звеном, поэтому меня выгнали.
Основная сложность в становлении киберспортсмена — набор высокого рейтинга. Пока он низкий, тебя не зовут в сильные команды и не приглашают на турниры. После ухода из состава я понял, что не хочу играть и решил стать менеджером. Мой бэкграунд к этому располагал: мне с ранних лет нравилось руководить, разрабатывать тактики и планировать.
Об обязанностях менеджера киберкоманды
С «Дотой» меня познакомил друг. В этой игре я провел больше всего времени: суммарно 4000 часов. В мои обязанности как менеджера входит работа с документами, общение с тренерами и операторами. Я начал работать, когда мне было 14 лет. Учебе это не мешало. Главное — всегда находиться на связи и решать срочные вопросы, а в случае экстренных ситуаций — быть готовым к переработкам. Топовые менеджеры должны покупать билеты для оффлайн-турниров, регистрировать визы, организовывать буткемп, разбирать бумаги — в общем, выполнять всю организационную работу.
Я пока ни разу не занимался визами, но среди моих знакомых была неприятная история. Менеджер забыл уточнить у одного из игроков, есть ли у него загранпаспорт. Оказалось, что у участника его не было. В итоге визу он не получил, а команда не смогла приехать на мейджер — главное соревнование игрового сезона. Это нанесло огромный удар по всей организации.
Большая радость для менеджера — если все проходит успешно. Однажды я выстраивал расписание сразу под несколько турниров, чтобы успеть везде. В итоге все прошло успешно: тренера и игроки остались довольны. Главное — стараться работать без косяков.
О возрасте
Знакомые по-разному отнеслись к моей работе. Некоторые удивлялись тому, что мне 17 лет, а я уже менеджер киберспортивной команды. Родители относятся терпимо и даже радуются. Но есть люди, которые не понимают, за что мне платят. Они думают, что это какой-то развод или обман.
Возраст играет не такую большую роль, как твой скилл и ранг. Например, Сумаил выиграл первый «Интернешнл» в 15 лет. Обычно киберспортсмены начинают свой путь примерно в этом же возрасте, а заканчивают играть после 30. По окончании карьеры всегда можно стать тренером или заняться стримингом.
О зарплатах
Про свою зарплату точно сказать не могу, но, конечно, в СНГ они не такие высокие, как в странах Запада. Тем не менее мне легко удалось выйти на стабильный заработок, который позволяет быть финансово независимым.
Приятно, что ты занимаешься любимым делом и можешь получать за это неплохие деньги.
Единственная проблема — недостаток свободного времени. Раньше я очень любил играть в футбол, а сейчас занимаюсь им крайне редко. А еще из-за сидячего образа жизни увеличился вес и ухудшилось зрение.
О развитии киберспорта в СНГ
После 24 февраля ситуация в киберспорте несколько изменилась. Я работал с украинской организацией, и у них возникало много проблем, связанных с отключением электричества и интернета. Политические события ударили и по заработку игроков. Но я считаю, что в СНГ киберспорт все равно будет развиваться. У нас есть много успешных игроков. Надеюсь, эта новая отрасль будет привлекать все больше трудолюбивых и целеустремленных ребят.
Редактор: Мария Бодрова