«Коллеги не понимали, почему я кидаю кубики и называю это работой»: как создаются настольные игры

Какой этап создания игры самый скучный, чего боятся геймдизайнеры и почему настолки — больше не андеграунд

Иллюстрация: Ася Киселева

В последние несколько лет рынок настольных игр стремительно развивается: исследователи фиксируют рост продаж и оценивают сегмент в 13 миллиардов рублей, а на сайтах с вакансиями все чаще ищут разбирающихся в геймдеве специалистов. Мы поговорили с разработчиком настолок Екатериной Тен о том, от чего зависит цена игр, что определяет их успех и как начать карьеру в геймдизайне.


Как я стала геймдизайнером

Перед тем, как прийти в геймдизайн, я долгое время занималась копирайтингом на фрилансе. Но со временем поняла, что хочу что-то поменять и творчески реализовать себя на другой работе. Искала себе занятие, которое требовало бы больше креативности, чем копирайт. 

Сначала я попала в компьютерную разработку игр и целый год занималась игрой Love Choice, альтернативой «Клубу романтики» (популярный сборник интерактивных историй — Прим. ред.). Но я работала на удаленке, и мне не хватало живого общения. Поэтому решила поискать другие варианты. 

И вот мне попалась вакансия геймдизайнера настольных игр. Настолки мне нравились с подросткового возраста, я часто играла в них с друзьями. И решила отправить резюме. Переживала, что не пройду, потому что моя более опытная коллега тоже видела эту вакансию, но не рискнула податься — посчитала, что у нее мало навыков. Я думала, что если уж она не попробовала, то меня вообще могут не заметить.

Екатерина Тен на работе

Но переживания были напрасны. Я прошла собеседование, и меня взяли вместе с еще одним парнем, с которым мы разделили обязанности и стали командой. Теперь я работаю в редакции «Оригами», которая входит в состав большого издательского холдинга «Эксмо-АСТ».

Почему играть в игры — это тоже работа

Первое время было интересно наблюдать за реакцией коллег на мою с напарником работу. Они сидели рядом и занимались документами, составляли всякие таблицы. И для них тестирование игры выглядело так, будто мы просто кидаем кубики, раскладываем карточки и периодически друг на друга орем. Может, со стороны это выглядело несерьезно и потешно. 

Сейчас все уже привыкли, а тогда коллеги не понимали нас и могли сделать замечание вроде: «Тут люди работают, а вы чем занимаетесь?». 

Я честно отвечала, что занимаюсь тем же. Потому что играть в настольные игры — обязательная часть моей работы. Если мы не будем их тестировать, то у нас ничего толкового не выйдет.

До того, как я пришла туда, компания уже делала настольные игры, но это были развивающие и игровые наборы для детей. Нас с коллегой никто не ограничивал в творческом плане, и мы решили сделать упор на разработку игр для людей разного возраста, в том числе и для взрослой аудитории. 

Недавно, например, я создала лингвистическую семейную игру «Слогогонки» и карточную игру для компаний «Кайтэн-Дзуси». Если посмотреть весь список наших игр, то можно найти ходилки, более сложные стратегии, файтинги, различные карточные, абстрактные и даже полукооперативные игры. Одни из них рассчитаны на большие компании и командную игру, другие — на борьбу против всех. То есть жанровое и видовое разнообразие очень богатое.

Как выглядит разработка настолки

Любая игра начинается с продумывания механики или идеи. В первом случае ты отталкиваешься от какого-то принципа работы игры. Решаешь, нужно ли будет собирать в ней колоды или передвигать фишки по полю. Или же главным принципом будут случайные комбинации, выпадающие на кубиках.

А во втором случае основой становится уникальный сюжет или мир игры. Можно сделать игру, где инопланетяне выращивают цветочки, или маньяк охотится за детьми в советском лагере.

После этого мы разрабатываем геймплей и прописываем правила игры. Затем составляем подробное техническое задание для художника. В то же время нужно обсудить компоненты с технологом, так как важно их количество, размер, материал, толщина, и просчитать стоимость разработки. Позже мы обговариваем с отделом маркетинга название игры и аннотацию к ней.

Когда мы собираем готовый прототип, тестируем игру на фокус-группе. Это дает возможность следить за процессом игры, насколько хорошо все работает и понятны ли правила для людей, которые видят эту игру впервые. 

У нас есть целая анкета с разными параметрами игры, которые могут оценить тестировщики. Начиная от времени, которое они бы потратили на игру, заканчивая возможными пожеланиями и дополнениями к игре. Нередко тестировщики советуют что-то дельное. Мы вносим правки и несколько раз, пока не решаем, что устранили все недочеты.

Забавный факт: мы с коллегами-геймдизайнерами считаем, что разработка настолок — это индустрия душнил. И сами друг друга так называем. Все потому, что в нашем деле важна дотошность, скрупулезность и внимание к деталям при создании игры. Если ты не заметил баг, его потом обязательно найдет игрок или блогер-обзорщик, напишет в соцсетях недовольный отзыв или снимет разоблачающее видео. 

Екатерина Тен с ведущими радиостанции, в эфире которой она рассказывала о настольных играх

После тестирования мы показываем готовый продукт ассортиментному комитету и утверждаем игру. Дальше игра отправляется в печать примерно на два месяца, ее собирают, а потом она со склада попадает в магазин. Тогда же запускается реклама и начинается продажа. В среднем на производство одной игры уходит около полугода.

О страхах геймдизайнера и хороших играх 

Самая муторная и долгая часть всей разработки — это просчет баланса игры, так называемая балансировка. Она предполагает, что у всех игроков должны быть равные шансы на победу. Если кто-то ошибается в игре, то ему надо дать шанс реабилитироваться. Поэтому в геймдизайне очень важны математические знания: зачастую приходится много считать, чтобы прикидывать вероятность.

Конечно, хотелось бы знать заранее, понравится ли игра аудитории. Иногда это можно понять уже на этапе идеи. Когда кому-то рассказываешь и он говорит: «Вау, я бы поиграл», это уже верный знак того, что можно попробовать. А когда игра в процессе производства, многое вскрывается только на этапе тестирования. 

Самый большой страх геймдизайнера — это то, что в твою игру будет скучно играть. А хорошая игра — та, которая увлекает. И если в игровом процессе у тебя не появляется мысль: «Когда же это закончится?»

Один из главных критериев успешности игры — высокая реиграбельность. Хорошо, если за настолку хочется садиться много раз и в разных компаниях. Хотя бывают игры, которые нельзя пройти много раз. Это когда ты по полной используешь ее компоненты: что-то на них рисуешь, пишешь, наклеиваешь. 

Отличный пример такой игры жанра — «Наследие», где все предыдущие решения и ходы игроков остаются актуальны, при начале новой партии. Зато такие игры берут своей атмосферностью и уникальным опытом.

Игра, которой я горжусь, обратная связь и работа над ошибками

Самая зрелая и продуманная моя работа на данный момент — «Атлантика за 111 часов». Это стратегия, где по сюжету игроки участвуют в трансатлантической гонке дирижаблей. По дороге нужно улучшать корабль и нанимать новых членов команды, выстраивая на своем игровом поле геометрические фигуры по типу тетриса.

Детская версия этой игры «Экспедиция на Марс» мне тоже очень нравится. Недавно я видела как в нее увлеченно играли дети четырех-шести лет с родителями. Очень интересно было наблюдать за этим, потому что я своими глазами видела реакцию людей на мое творение.

В части игры, где нужно выложить фигуры на специальном планшете, у одного ребенка не очень получалось. А потом в игру включилась его мама со словами: «Да ты что, никогда в тетрис не играл что ли? Давай помогу». Наблюдать такой игровой азарт — бесценно для создателя.

Екатерина Тен с детьми, которые играют в ее настольную игру

Конечно, помимо положительной обратной связи получаешь и негативную. Например, когда вылезают некоторые ошибки, которые мы просмотрели. Чаще всего это моменты, связанные с правилами игры, когда мы что-то не описали подробно или упустили возможные игровые ситуации. В такие моменты немного расстраиваешься. Но, с другой стороны, это задел на будущее, опыт для последующих проектов. 

Недоделки неизбежны. Ты можешь улучшать игру до бесконечности, но никогда не доведешь до идеала. 

В любом случае, важно слышать своего игрока, а найденные ошибки можно исправить во время допечатки тиража. 

Если говорить о конкретных примерах, то уже в упомянутой «Кайтэн-Дзуси» я бы переписала правила, чтобы игра стала более понятной. Потому что из-за быстрой скорости производства у нас не было возможности ее усовершенствовать. 

Мой топ любимых игр

Я люблю большие комплексные игры, когда ты два часа раскладываешь игру перед тем, как в нее сыграть. Это, например, «Мрачная гавань», где ты проходишь приключение по сюжету. Желательно это делать вместе с постоянной компанией, так как это не одна игра, а 20-30 игровых сессий, которые вы проходите. 

Еще мне нравятся «Особняки безумия» и «Красная Таверна». Из отечественных игр я люблю «Покорителей космоса» — она очень крутая и математически продуманная.

Есть люди, которые говорят, что им не нравятся настолки. Так думали родители моего мужа. Но мы с ними поиграли в несколько и выяснили, что им нравятся игры с мозговым штурмом, викторины. Я убеждена, что абсолютно для каждого человека можно подобрать настольную игру, которая ему понравится.

Меня радует, что сейчас настолки перестают быть андеграундной нишей. Люди узнают больше игр, все больше их разновидностей появляется в антикафе и арт-пространствах вроде «ГЭС-2».

Настольная игра на работе Екатерины Тен

Как выбрать настолку и почему некоторые из них такие дорогие

Есть много специальных магазинов, где можно приобрести настольные игры. Можно покупать на маркетплейсах типа Ozon и Wildberries. Некоторые можно найти в обычных супермаркетах или в книжных магазинах. Обычно особенной разницы нет.

А вот выбирать саму игру лучше по отзывам друзей, потому что сарафанное радио хорошо работает. Или же перед покупкой изучить информацию о самой игре. Если это не первая редакция и переиздание, то скорее всего она хорошая. Плохую переиздавать не стали бы.

Самые простые карточные игры можно купить за 300-500 рублей, в средней ценовой категории это от одной до двух тысяч. Но есть и очень дорогие за шесть-восемь тысяч и даже больше. Из самых дорогих, это, например, «Слишком много костей», которая стоит около 50 тысяч, игра «Немезида» — около 14 тысяч и «Серп» — около семи тысяч. Как правило, сложные хардкорные игры находятся в высоком ценовом секторе.

Цена формируется за счет стоимости компонентов. Есть миниатюрные статуэтки, производство которых довольно дорогое, также могут быть сотни карт и несколько полей. Правила для них — это целая книжечка, тогда как для более простых настолок они могут занимать один лист.

Также цена зависит от тиража: чем он больше, тем дешевле одна единица. Обычно выпуск начинается от тысячи экземпляров, наш тираж обычно четыре-шесть тысяч. Можно сделать игру очень дешевой, но тогда она развалится у тебя в руках через пять минут. Если же делать качественно, то и цена будет высокой.

Кстати, в среднем срок «годности» всех настолок — 10 лет. Более опытные игроки даже покупают протекторы и органайзеры для своих игр, чтобы они служили подольше.

Сколько зарабатывает геймдизайнер настолок и как им стать

Специалист среднего уровня получает примерно 50-70 тысяч рублей. Я работаю в офисе компании пять дней в неделю с девяти утра до шести вечера, получаю фиксированную зарплату. Однако многие решают работать сами на себя. 

В целом доходы в индустрии исчисляются десятками миллионов рублей. Естественно, чтобы разбогатеть на разработке настолок, твоя игра должна выстрелить и стать хитом.

Моя компания сотрудничает с внештатными авторами, которые присылают в издательство свои прототипы. Если нам нравится игра, то мы ее выпускаем. С такими авторами заключается договор, по которому они получают единоразовый выкуп прав с фиксированной оплатой. 

Некоторые выбирают более независимый путь и размещают свои проекты на краудфандинговых платформах вроде CrowdRepublic. Они вывешивают объявление о сборе средств на выпуск своей игры и на эти деньги запускают печать. 

Екатерина Тен со своей настольной игрой «Атлантика»

Пока что геймдизайну настольных игр нигде не обучают. Я слышала, что во ВШЭ есть экспериментальный факультет геймдизайна, преимущественно компьютерного, но на первом курсе там делают свою настольную игру. 

Есть специальная литература, например, книга «Как создать настольную игру» от компании Kobold Press. Еще недавно вышла книга «Элементы геймдизайна» как учебное пособие про разные механики и геймплей с упражнениями.

Что важно в профессии

В моей профессии очень важен личный опыт. Нужна эрудированность, широкий кругозор, а главное — насмотренность: чем больше играешь в разные игры, тем лучше. А дальше нужно просто пробовать. Можно сделать самый простецкий прототип, вырезать из бумаги и картона и дать поиграть своим друзьям и близким.

Исходя из своего личного опыта, я бы посоветовала никогда не забывать получать от настольных игр удовольствие. Потому что даже на самой любимой работе можно выгореть. 

Если такое произошло, стоит отвлечься от настольных игр, взять отпуск, недельку-две. Лучше вообще не играть и ничего не придумывать какое-то время, чтобы потом вернуться и взглянуть на игры свежим взглядом, Отдохнуть, чтобы заново влюбиться. Потому что до тех пор, пока ты получаешь удовольствие и ловишь азарт от игр, ты остаешься тем специалистом, который чувствует драйв и знает, как донести его до других.

Редактор: Екатерина Самохвалова

Проверьте, что вы узнали:

Какая часть разработки настольной игры самая муторная и долгая?
От чего зависит стоимость игры?
Какой средний срок годности у настольных игр?
Какой главный критерий успешной настольной игры?



Возможно, вас также заинтересует: