Фото: eosAndy

«Доспехами из линолеума и фанерным мечом уже никого не удивишь»: косплееры о костюмах и заработке

Когда уместно сексуализировать персонажей, как зарабатывают косплееры и за что их хейтят

Фото: eosAndy

К косплею часто относятся, как к обычному хобби — что-то вроде ролевиков или любителей аниме. На самом деле это может быть настоящей работой, которая приносит не только большие деньги, но и славу, приглашения на зарубежные фестивали и дорогие подарки от фанатов (к примеру, айфон от подписчика из ТикТока!). Мы поговорили с известными косплеерами о том, сколько они тратят на свои костюмы, почему за их образы их часто «смешивают с дерьмом» и насколько они согласны со стереотипом, что у красивых и сексуальных моделей больше шансов на успех.


Наташа Narga: «Если ты страдал при подготовке образа — это тебе в плюс»

Косплей Йеннифэр из «Ведьмака». Фото: KIRA photoarts

Мое увлечение косплеем началось в 2008 году. Я сидела на сайте Dairy.ru, аналоге Livejournal, и искала людей, интересующихся аниме. От них я узнала про косплей. Перевоплощения в любимых персонажей аниме, игр и фильмов показались мне интересными, и я захотела стать косплеером. Сейчас это мое основное занятие. Я веду соцсети, создаю новый контент, продюсирую его с нуля. Также создаю костюмы, туториалы по ним, выкройки. Еще я постоянно ищу новые идеи и технологии. 

Я по-разному выбираю персонажей для косплея. Это может быть любовь с первого взгляда — вот зацепил персонаж, и у меня сразу появляются идеи для костюмов, фотосессий и сцен, которые можно воплотить. 

А может быть и деловой подход. Например, когда готовится выпуск видеоигры, и я знаю, что она станет популярной, я делаю персонажа, по костюму которого уже есть арты и референсы. Бывает, что ко мне обращаются разработчики игр с просьбой сделать косплей перед выходом новой игры. Так они хотят дополнительно прорекламировать свой продукт. Конечно, пока он еще не вышел, я не имею права говорить о нем и даже подписываю документ о неразглашении. Но за это мне и нравятся такие спонсорские проекты — я чувствую большую ответственность и серьезность. 

Чаще всего косплееры сами делают свои костюмы. Долгие годы я тоже делала их сама, от пошива до крафта (процесс создания костюма и аксессуаров из разных материалов, например, дерева, пластика, сложных тканей — Прим. ред.), бутафорского оружия, доспехов и париков. Это отнимало у меня много сил и времени. Темп создания костюмов был очень медленный, по моим меркам. Но с тех пор как косплей встал на коммерческие рельсы, некоторые задачи я отдаю на аутсорс мастерам. 

Можно покупать костюмы в магазинах типа Алиэкспресса и Таобао. А чтобы они выглядели более дорого и красиво, люди обычно переделывают небольшой крафт и ушивают их по своей фигуре. 

Косплееры любят усложнять себе жизнь. Иногда хочется костюм из натуральной кожи, а не искусственной, или несинтетический парик, и с этим приходится заморачиваться

У меня есть несколько образов, которые мне до сих пор нравятся. Например, «Воющая Банши» из Warhammer 40,000: Dawn of War. Это был мой первый коммерческий заказ и первая работа с фотографом, с которым мы позже создали много классных работ. Также нравится мой образ Тиранды из Warcraft 3, где я фотографировалась с живым филином. У меня связано много воспоминаний с этим образом. С этой игрой девятилетнюю меня впервые познакомил папа. А позже он мне помогал на этом фотосете — вез на него сову.

 

Стоимость костюмов зависит от образа. Иногда нужны всего лишь джинсы и парики, которые у меня уже есть в больших запасах. Такой костюм я могу собрать за сутки-двое, не потратив на него денег. А если взять, например, один из моих сложных костюмов и собрать всю стоимость расходников, аренды фотостудии и услуг фотографа, то выйдет большая сумма. Если считать ежемесячные расходы, то у меня выходит от 30 до 80 тысяч рублей.

Есть несколько вариантов заработка на косплее:

  • Продажа своей атрибутики. Например, принты, фотобуки, календари со своими красивыми фотками;
  • Продажа обучающего контента: выкроек и туториалов. Но это направлено на тех же косплееров, то есть охватывается не самая широкая аудитория;
  • Работа моделью на фестивале. К примеру, на ИгроМире или Comic Con Russia. Обычно там официальные стенды представителей компаний и неплохие условия. Это было очень популярно, когда фестивали проводились чаще. Но это трата времени и сил, потому что обычно организаторы просят надевать достаточно сложные костюмы;
  • Участие в спонсорских проектах. Если обращается игровая компания, даже не крупная, а инди, то бюджеты у них все равно больше, чем у физических лиц;
  • Выход на донатные площадки. Это может быть Патреон, Онлифанс, Ютуб — площадки, которые позволят ежемесячно получать прибыль. Донатные площадки наиболее стабильны, потому что действуют уже за счет сформировавшейся аудитории косплеера, тогда как спонсоры могут «отвалиться», а фестиваль отмениться.

Большая часть моего опыта в косплее — это участие в зарубежных фестивалях. С 2017-го года я активно ездила за рубеж. В основном по странам Европы, Северной и Центральной Америки, еще немного по Азии. Интересно, что в России очень высокий уровень косплея, который замечают все, кроме нас самих. У нас принято работать на результат и неважно какими способами он достигнут. Если ты страдал при подготовке образа — это только тебе в плюс. 

На Западе важен элемент получения удовольствия от процесса, а результат второстепенен. Фестиваль — это праздник. Все вокруг улыбаются, и неважно, насколько ты похож на персонажа и качественно ли сделан костюм. В России люди больше волнуются за то, как они выглядят. Все ли у них идеально? Достаточно ли они стройны и прекрасны, чтобы косплеить персонажа? 

Начинающим косплеерам я бы посоветовала сфокусироваться на своих желаниях. Не нужно спрашивать в пабликах о том, какой персонаж бы вам подошел. С освоением макияжа и париков возможности практически не ограничены. 

Если вы хотите сделать костюм самостоятельно, но не знаете как, то ищите туториалы, лучше зарубежные. Есть замечательные косплееры Kinpatsu, Kamui Cosplay, Lightning cosplay, которые делятся тем, как создают свои костюмы. Конечно, у них есть технологии вроде лазерной резки, 3D-принтера, но по их туториалам ясно, как строить выкройки и где находить материалы.

А самое главное, не забывайте получать удовольствие от того, что вы делаете. Хвалите себя за то, какой вы молодец, что задумали как воплотить проект от начала до конца своими силами, а дальше, как пойдет.

Егор Rivnir: «Самое сложное в косплее — поднять свою задницу и что-то делать»

Косплей Северуса Снейпа. Фото: instagram.com/p/CYOrsQQrjl4

Я занимаюсь косплеем с 2014 года. Тогда я впервые примерил образ Суинни Тодда и стал мужской версией Джинкс из League of legends. А сейчас косплей для меня — основная работа. С 2019 года я снимаю в ТикТок, делаю фото для Инстаграма и занимаюсь крафтом. 

Я работаю вместе с другом Алексеем Okari Dane: он шьет, а я занимаюсь крафтом. У него дома целый цех, около восьми профессиональных швейных машинок. Он офигенно шьет. Я даже записал его в телефоне как «Великий мастер костюма». 

Кстати, если я сам не приложу усилия для создания костюма, ничего не повырезаю, не изменю его детали, то косплей не доставит мне большого удовольствия. К примеру, когда я делал костюм Неро из Devil May Cry, я приходил в ателье и просил, чтобы мне дали что-то прострочить, сам вставлял люверсы и делал крафт. 

Сейчас, когда Алексей начинает что-то шить, я тоже не могу пройти мимо. Он создал лучший костюм Силко из «Аркейна», но я все равно хотел что-то вырезать, приклеить. Заклепки сам себе сделал.

Творческий процесс охватывает меня настолько, что делая какой-то один проект, я забываю об остальных. Уже четыре месяца я укладываю парик Сукуна из «Магической битвы». Начал его делать, и вспомнил про незаконченный образ Силко из «Аркейна». И, вроде бы, и к нему надо вернуться и доделать. Но сейчас вышло продолжение «Атаки титанов», и пока что я буду создавать контент по ней.

 

Стоимость косплея считаю по тому, сколько бы я взял за ту или иную работу, потому что я трачу на нее свое время. Когда у меня есть ряд заказов, которыми я не занимаюсь, потому что в это же время крафчу для себя, я плачу не деньгами, а временем. В целом выходит недешево. Например, ценник на полноценный костюм может быть больше 50 тысяч.

С другой стороны, есть разные области в косплее, где тоже можно заработать. Можно крафтить, как я, шить, или уйти в организацию, связанную с косплеем. Продавать на Патреоне свои фотки и мерч — тоже неплохая стратегия до косплеера. 

Косплей — это про то, как ты себя подаешь. Если ты интересен как личность, тогда ты сможешь заработать.

Со своих донатов я купил первый парик. А однажды подписчица в ТикТоке из Техаса сделала мне огромный подарок. На моем старом телефоне разбилась камера, и я не мог снимать видео. Меня это раздражало, я рассказал об этом на стриме. Эта девушка написала: «Давай я помогу? Хочу сделать тебе подарок». И подарила мне айфон. Это мой самый большой донат, да и вообще подарок, я был в шоке. 

Сейчас у меня набирается аудитория, было бы классно еще развиться. Мечта — поехать на фестиваль за границу. Когда я бывал на разных фестивалях, в том числе помощником на «Старконе», туда звали заграничных косплееров. Я думал, как это классно, когда тебя зовут, оформляют все полностью по твоим требованиям, и ты едешь. Теперь я хочу быть тем самым заграничным косплеером.

Если рассматривать российский косплей, то он на уровень выше, чем во многих странах. Это потому, что раньше образы косплееров смешивали с дерьмом. Например, если волосинка у персонажа упала не на ту сторону лица, тебе говорили, что ты сделал хрень. Если цвет костюма не тон в тон с оригиналом, то это провал. Могли постить фото в разные группы, где высказывали обидную и непрошеную критику. Сейчас так тоже делают, но уже меньше.

Самое сложное в косплее — поднять свою задницу и что-то делать. Если у тебя есть желание, то ты соберешь себе косплей даже из мусора. Для успеха важно не слушать дураков, а слушать себя. Хочешь делать косплей из мусора — делай, хочешь банки на голову надеть и назвать это косплеем — назови и делай. Не нужно пытаться кому-то угодить, со временем найдется и твой зритель.

Нельзя нравиться всем. Если подойти к тысяче людей спросить, кто лучший косплеер, все ответят по-разному. Так что я бы посоветовал забивать на весь хейт, посылать всех с непрошеной критикой, делать то, что ты хочешь, и получать от этого удовольствие.

Женя Juk_cosplay: «Каждый новый проект — это переживания и страх, что что-то не получится»

Косплей Ядовитого плюща из вселенной DC Comics. Фото: instagram.com/p/CXwRAfcDXlP/

Я занимаюсь косплеем уже более десяти лет. Все началось с просмотра аниме Katekyo Hitman Reborn. Нам с подругой оно очень понравилось, и мы решили, что обязательно сделаем косплей на своих любимых персонажей. 

Все эти десять лет в косплее я наблюдала то, как становились популярными разные его направления. Не могу сказать, что меня что-то удивило. Все как и везде: сначала это была небольшая группа людей, объединенных общими интересами, затем — она все больше и больше разрасталась. Сегодня это уже огромная сфера со своей терминологией.

Теперь косплей — моя полноценная работа. Я создаю косплей-костюмы и занимаюсь укладкой париков не только для себя, но и на заказ. Мои хобби так же берут свое начало в косплей-среде: я увлекаюсь фотографией, осваиваю азы съемки и обработки видео, и, как полагается косплееру, смотрю аниме и играю в игры. Так что помимо удовольствия косплей приносит мне доход, и я могу заниматься любимым делом в полную силу. И это огромное счастье для меня

Как я выбираю персонажа для косплея? Бывает, что увидишь героя и сразу хочется примерить на себя его образ, а иногда предложения о косплее приходят со стороны. Например, друзья или подписчики могут подкинуть отличную неочевидную идею.

Одни костюмы я покупаю или заказываю на иностранных сайтах, а другие делаю самостоятельно. Не могу назвать себя мастером на все руки, но образ средней сложности могу полностью создать самостоятельно.

Суммы, которые я трачу на свои образы, разнятся. 

Есть костюмы, которые состоят из рубашки и юбки, а есть такие, на создание которых люди тратят годы жизни и огромные деньги.

Труднее всего мне дается создание некоторых костюмов и крафта. Мне кажется, никогда не наступит такой момент, когда в голове что-то щелкнет и я резко пойму, что смогу сделать совершенно любой костюм. Каждый новый проект — это переживания и страх, что что-то не получится. 

Хотя, мир не стоит на месте: появляются новые технологии, материалы. Еще несколько лет назад никто и не слышал о 3D-печати, а сейчас у каждого второго косплеера или мастерской есть минимум один такой принтер. Доспехами из линолеума и фанерным мечом уже никого не удивишь.

 

Самой необычной стороной косплея для меня оказались поездки на зарубежные косплей-мероприятия, которые всегда приносят массу эмоций и воспоминаний. Пусть на моей памяти их было не так уж много, но в будущем, когда можно будет посещать другие страны без ограничений, я планирую посетить как можно больше разнообразных косплей-фестивалей. 

В нашей стране очень много талантливых косплееров, но еще больше критиков и диванных экспертов, которые говорят, что ты не похож на персонажа и что твой костюм — неканоничный. В иностранном фандоме подобное считается неприличным и почти не допускается. Поэтому я бы сказала, что наши косплееры более «закаленные».

Чтобы добиться успеха в косплей-нише, нужно делать то, что любишь и любить то, что делаешь. Если вы пришли в косплей за популярностью, славой или даже деньгами, то спешу вас разочаровать. Для огромного количества людей косплей это — хобби, возможность перевоплотиться в любимого героя игры или фильма, приятное время, проведенное в кругу единомышленников. 

Вопрос от подписчика: «Косплей часто завязан на сексуализации образов. Как вы относитесь к продаже откровенных фотографий в костюмах? Не думали заняться этим сами?»

 

Наташа: Отношусь положительно, уже занимаюсь. Дело вот в чем: косплееров часто обвиняют в сексуализации образов, забывая при этом, что образы уже изначально сексуализированы. Например, возьмем некоторые костюмы Лары Крофт или персонажей Mortal Kombat 9, какую-нибудь там «Вампиреллу», «Леди смерть», образы из Street Fighter, Tekken. 

Сексуализация в глазах смотрящего. Как бы ты не оделся, тебя все равно могут назвать непотребным словом за откровенный наряд. Помню, на одном фестивале меня схватили за попу и опускали неприятные комментарии по поводу груди. Хотя я была одета в полностью закрывающий тело доспех, и даже мое лицо скрывалось за страшной маской.

Егор: Я не думал, но никогда не говори «никогда». Может, я завтра вообще в порно уйду. Я не отношусь к откровенным фотографиям негативно — пускай продают, кому это интересно. Это довольно сложное дело, морально и физически, но хорошо окупаемое. Да, кому-то такое может показаться чрезмерным, у кого-то скрепы зашуршат. Тем не менее, все мы смотрим порно, все мы смотрим на голых людей, кто бы что ни говорил. И вот почему-то все мы это делаем, а на улицу выйдем и говорим: «Они такие отвратительные, они такие ужасные». 

Женя: Я не против сексуализированного косплея, если это красиво, эстетично и уместно. Если косплеер делает более откровенную версию костюма персонажа, например, Женщины Кошки или Йеннифер из «Ведьмака», то в этом нет ничего такого. Более того, каждая из этих героинь представала перед нами в подобных сексуальных нарядах и в первоисточнике (Женщина Кошка и Бэтмен вообще занимались сексом на страницах комиксов). Мое недоумение вызывают попытки раздеть персонажей, которые изначально либо были детьми, либо придуманы именно для детской аудитории.

Вопрос от подписчика: «Многие считают, что в косплее самыми успешными становятся не обладатели самых интересных костюмов, а просто красивые и сексуальные косплееры. Вы согласны с этим? Сталкивались ли сами с чем-то подобным?»

Наташа: Когда я сталкивалась с этим, чувствовала зависть, а потом проходила через стадии принятия: отрицание, гнев, торг. Нельзя точно определить точно критерии успешности. Это какое-то количество лайков на пост? Или количество подписчиков в одной из соцсетей? 

Есть люди, которые не ведут соцсети, но посещают фестивали. И побеждают они далеко не сексуализированными образами. Потому что конкретно в России чаще всего побеждает костюм, в котором есть комбинация разных технологий крафта. Когда сам костюм сложный, когда в нем сочетаются ковка и плетение кольчуги, и при этом крафт из вспененной резины, крафт из 3D-печати, допустим, шитье самостоятельное, вышивка машинная, работа по коже. Чем больше разных технологий в костюме, тем он круче. 

При этом самые красивые и сексуальные косплееры молодцы, раз они самые красивые и сексуальные. Наверное, это все-таки результат работы над собой. Потому что я знаю людей, которых я могла так бы охарактеризовать. Они работают над собой, я снимаю шляпу и преклоняюсь. Сама так хочу. Но они чаще всего не выступают в конкурсах вообще.

Егор: Я вообще не согласен. Считаю, что в косплее успешны те, кто харизматичен и интересен. Красивых людей на планете много, и для каждого ты красив в разной степени. Тут все слишком субъективно. Я считаю, что успех у тех, кто умеет себя преподнести, продать. Все косплееры по сути торгуют лицом. Вот мне пишет кто-то, что я красивый и классный, а другие говорят, что я урод. Поэтому выигрывает не тот, кто красив, а тот, кто более хитер и харизматичен.

Женя: У каждого своя аудитория. Кому-то не интересен косплей как таковой, он просто хочет смотреть на красивых девушек в белье и разноцветных париках, а кто-то будет восхищаться косплеером, который своими руками создал интерактивную копию костюма Железного Человека. И, скорее всего, это будут два разных человека. Просто у людей разные вкусы, а значит и косплей может быть разнообразным.

Редактор: Екатерина Самохвалова


Проверьте, что вы узнали:

Какое событие упростило создание костюмов для косплея за последние годы?

Крафтеры занимаются:

Какой самый стабильный для косплеера способ получать доход?

Что отличает индустрию косплея в России от косплея в других странах?

Возможно, вас еще заинтересует: