Бросить кино и стать продюсером ТикТок-группы. Анастасия Мартыненко и ее Piterville

Культурный код в тиктоках, жизнь после 30 и дружба с Комитетом по культуре

ТикТок-группа Piterville. Фото: официальный Инстаграм-аккаунт команды

Анастасия Мартыненко — креативный продюсер ТикТок-группировки Piterville, известной своими танцами на Дворцовой площади, использованием буквы «Ъ» и свежим взглядом на русскую классику. Она пишет сценарии для роликов, путешествует с командой по городам России в поисках необычных локаций и заново открывает подписчикам литературу и историю через мемы. Анастасия рассказала о том, как команда вдохновила иранских тиктокеров нарушить закон, кто хейтит Российскую империю и чем проект помогает продвигать русскую культуру за рубежом.


— Как ты стала продюсером команды Piterville?

— По образованию я кинопродюсер: пять лет училась по специальности «Кино и телевидение» и пару лет даже поработала линейным продюсером на полнометражных проектах. Потом мне это надоело, потому что российская киноиндустрия — вещь сложная: спать нельзя, есть нельзя, ничего нельзя. Тогда я лет на восемь ушла в ресторанный бизнес.

В начале прошлого года, еще до карантина, я начала смотреть тиктоки. Мне безумно понравилось: в них заложен культурный код, благодаря которому зрители с первых слов понимают, о чем пойдет речь. Я вообще фанат мемов и ко всему новому я отношусь спокойно, так что у меня не было распространенного предубеждения, будто ТикТок — это глупо. 

Для меня ТикТок — это платформа звуковых мемов.

Помню, что написала знакомому, который тоже увлекался ТикТоком: было бы круто, если бы кто-то снимал видео про историю и литературу. И в какой-то момент поняла, что сама с удовольствием писала бы сюжеты для таких роликов, хотя сниматься в них не хочу: стесняюсь камеры, да и артистических данных у меня нет.

Я даже предложила тиктокеру Гудрону сделать совместное шоу, но он не загорелся. Тогда во мне и проснулась продюсерская жилка: я сталкерила ребят из ТикТока, думала, с кем можно было бы поработать.

С командой Piterville я была знакома давно. Они снимали клипы и читали рэп года с 2016-го, но это было скорее для развлечения: ребята никогда не объявляли себя супер-музыкантами. Я их смотрела, и мне нравилось. С одним из них, Димой Репиным, мы как-то пересеклись в баре «Сверстник» на вечере белорусской поэзии, и я предложила ему сотрудничество в ТикТоке.

Анастасия Мартыненко. Источник фото: Инстаграм-аккаунт Анастасии

Сейчас у нас в команде три парня: Дима, Коля и Кирилл. Последний поначалу был против моей идеи. Но, когда в сентябре ребята поехали в Санкт-Петербург снимать новый клип, я предложила свою помощь и сказала, что можно заодно поснимать тиктоки. У меня было много идей, мы стали выкладывать ролики и смотреть на фидбэк. От клипов на Ютубе его не было, и ребята не понимали, как набрать аудиторию. ТикТок в этом плане как раз очень благоприятная платформа, там у каждого человека есть шанс показать себя миру. 

Сначала у нас было три-четыре тысячи просмотров, и тогда это казалось просто невероятной цифрой. Но как-то раз я незаметно засняла Кирилла, падающего с брички. Он, естественно, был в костюме, с усами, и я придумала подпись, в которой впервые использовала наш фирменный «Ъ» — на дореволюционный манер. 

Видео внезапно набрало невероятные для нас обороты: сначала сто, двести, потом и триста тысяч просмотров — при том, что видео не было сделано специально для ТикТока. Аудитория начала расти, и ребята загорелись. Фидбэк был невероятный, люди писали: «Что это? Дореволюционный ТикТок? Господи, хотим еще». Как раз на этот крючок мы и поймали аудиторию — на желание людей смотреть что-то необычное, эстетичное, смешное. Сами ребята — актеры, кто-то увлекается режиссурой. Они стали продумывать красивые локации, костюмы, мы стали на пару дней гонять для съемок в другие города.

Не скажу, что стремилась к супер-профессиональному продюсированию и деньгам, мне просто хотелось делать что-то смешное. Вообще наш ТикТок — на пересечении книжной начитанности и мемной насмотренности. Это хорошо меня характеризует: я много читаю, люблю классическую литературу и историю, но при этом обожаю мемы. И ребята тоже — люди начитанные, с высшим образованием, и очень кайфуют от того, что делают. 

— Чтение книг сейчас не очень популярно у молодежи. Почему вы выбрали именно литературу?

— Мы не планировали коммерческий проект, поэтому я не анализировала аудиторию, не разрабатывала никакого плана. Мы просто делаем то, что любим и умеем. У нас сейчас 250 тысяч подписчиков — не так много для ТикТока. Мы наверняка смогли бы сделать и безумно популярный молодежный аккаунт, если бы была такая задача, но это было бы скучно: у крупных тиктокеров людям сейчас заходят только одни танцы, а мне это неинтересно.

Хотя танцы мы тоже делаем. Недавно ездили снимать «Отцов и детей», получилось около двадцати роликов по Тургеневу и еще сколько-то с танцами. В итоге литературные видео набрали по 20-30 тысяч просмотров, а танцы — полмиллиона. Это, конечно, хорошо, но мы все равно будем гнуть свою линию и показывать, что литература — это прикольно. 

Не думаю, что тема литературы — это коммерчески успешно, но она нам нравится.

Нам часто пишут люди, перечитывающие «Отцов и детей», когда узнают, что мы снимаем по ним тиктоки. А когда у 11-х классов было итоговое сочинение, комментарии просто взрывались. Люди обсуждали, какие приводили примеры на ЕГЭ, какие получили оценки — мы были в приятном шоке.

— То есть для тебя ТикТок скорее развлечение, чем источник дохода?

Доход он приносит очень скромный. Мы вышли в плюс в первый раз за полгода, до этого были только расходы. ТикТок не монетизируется напрямую, в отличие от Ютуб: если у тебя миллион просмотров, тебе это ничего не дает, кроме прироста аудитории. 

Тут еще такой момент: когда блогер один, 30 тысяч рублей могут быть комфортной суммой. А нас четверо и мы часто арендуем костюмы, студию со световой техникой, ищем необычные локации — тратим довольно много, поэтому хотелось бы и зарабатывать на этом проекте.

Вообще ТикТок позволяет прощупать почву, изучить интересы пользователей. То есть это поддерживающая платформа для набора аудитории и узнаваемости. Когда люди тебя уже знают, можешь двигаться дальше: развивать тот же Инстаграм или Ютуб. ТикТок дает новый старт — если вы хотите что-то сделать, но не знаете, где начать, ТикТок идеально для этого подойдет.  

— Вы не думали брать в команду новых людей?

— Мы постоянно делаем коллабы с другими блогерами — на сегодняшний день вышло уже пять. К примеру, был коллаб с Еленой Завидовой, Лерой Распутиной и Вовой Полянским

Нам везет: судьба сводит нас с теми, кто нам действительно интересен. В основной актерский состав пока никого не берем, но у нас сложилось команда за кадром — гример, оператор, аниматор, звукорежиссер.

— Как вы придумываете идеи для роликов?

—Мы регулярно, почти каждый день, отсматриваем тренды, сохраняем в закладки и выбираем одну большую тему: например, снимаем только «Отцов и детей» или только «Преступление и наказание». Параллельно делаем собирательные образы гусаров, помещиков, крестьян и «накидываем» на это тренды. Многое отсеивается: мы можем придумать сто тиктоков на одну тему, но подряд их никто смотреть не будет, поэтому берем только то, над чем сами смеемся больше всего.

Участники группировки Piterville. Фото: официальный Инстаграм-аккаунт команды

— А как выбираете писателей и произведения для большой темы? 

— По вдохновению. Мы не берем слишком сложные произведения, которых нет в школьной программе: пока лучше использовать то, что все знают. Все точно читали «Отцов и детей», «Преступление и наказание», «Евгения Онегина», все знают «Обломова», «Войну и мир», «Горе от ума». Очень популярны шутки про «Бесов» Достоевского: их нет в школьной программе, но благодаря сериалу все их обожают. 

Я очень люблю «Доктора Живаго» Пастернака, но понимаю, что фидбэк будет минимальный. Нам стоит поднабрать подписчиков, чтобы начать пропихивать произведения посложнее. Еще у нас бывают поэтические тиктоки, но они не всегда не залетают в тренды.

Однако мы все равно считаем своей обязанностью, если у какого-то поэта День рождения, прочитать на камеру его произведения. И неважно, залетит это или нет. К примеру, мы делали ролик про Бродского, Мандельштама и Пастернака.

Кто ваша аудитория? Получаете от нее желаемый отклик?

— Аудиторию в ТикТоке довольно сложно анализировать: в аккаунтах можно указать пол и страну, но не возраст. Судя по комментариям, нашим зрителям от 16 до 25 лет, но есть и люди намного старше. Например, среди наших самых активных подписчиков есть 39-летняя женщина и 14-летняя девушка, и они общаются на одной волне — это поражает в хорошем смысле слова.

Мне кажется, ТикТок совершил революцию, начав делить аудиторию скорее по интересам, чем по гендеру, возрасту, материальному положению.

Что касается фидбэка, я считаю, он у нас очень хороший. Мы любим комментарии и делаем упор на работу с ними. Я иногда мониторю других блогеров, особенно миллионников — у них комментарии обычно общие: сердечки или «Я первый, дайте медальку». А у нас — очень конкретные, люди шутят о произведениях, Петербурге, предлагают произведения для видео. Это фидбэк с человеческим лицом. Нам нравится, что аудитория хоть и не гигантская, но очень концентрированная, активная. Качество намного важнее количества. 

— Что вы хотите донести до своей аудитории?

Что не стыдно заниматься тем, что тебе нравится. Когда люди узнают, что ребятам на троих почти 100 лет, очень удивляются и спрашивают: «А что, есть жизнь после 30?» Это, наверно, наш первый посыл. 

Другая наша задача в том, чтобы немного сломать школу преподавания литературы. Мы показываем, что не все должно быть серьезно — произведения можно анализировать с помощью мемов, ведь они тоже передают эмоции персонажей. Многие ребята благодаря нам сами начинают снимать тиктоки по литературным и историческим темам и переосмысливать их. 

—Сколько времени уходит на съемку одного видео?

— Примерно 10 минут. Для этого нужен качественный предпродакшн: мы можем неделю продумывать, что, где и с какими костюмами будем снимать. С этим приезжаем в студию или на другую локацию — например, мы сдружились с музеями Ленобласти и с Комитетом по культуре, они спокойно нас пускают на объекты, которые им хотелось бы показать в соцсетях. 

Пишет нам, например, Комитет по культуре: «Ребят, приезжайте, у нас есть пять объектов. Где хотите поснимать? Мы вас пустим, а вы нас в Инстаграме отметите». У нас есть, допустим, три часа. Час уходит на подготовку: костюмы, установку техники, перестановки и прочее, а потом съемка — около 10 роликов.

— А где вы берете костюмы?

Ребята работают в театре. Добрые люди, которым нравится то, что мы делаем, разрешают нам пользоваться костюмами, которые не нужны в действующих спектаклях. Иногда арендуем или по бартеру договариваемся с большими костюмерными. 

— Какие из ваших видео набрали больше всего просмотров и лайков?

— Лайков больше всего у видео про Екатерину и ее фаворитов. В нем персонажи ходят, подпрыгивают и замирают под песню Майкла Джексона. Мы добавили текст «С днем квашеной капустки», потому что Екатерина очень ее любила. Это странное, но красивое видео: там классные костюмы, интерьер. 

Еще у нас есть два ролика с 1,6 млн просмотров. Первый — это видео-представление «Отцов и детей». Мы взяли китайский тренд, и под трек «Pump it» группы «Black eyed peas» представили наших персонажей. Было безумно приятно, что мы наконец-то перебили танцы.  

Второе видео — танец на Дворцовой площади. Мы купили пресет с фокусом на детали, в нашем случае — на лице, и получился веселый монтаж. Многие говорят, что мы украли идею у Кейла Брауна (зарубежный тиктокер-миллионник — Прим. ред.), но ТикТок — это тренды, поэтому нам абсолютно не стыдно повторять чьи-то ролики. 

Мы ввели в этот тренд красивый городской фон, и люди стали присылать видео, где они танцуют на фоне своих городов. Мы получали тиктоки из Италии, Чехии, Австралии. Были ребята из Ирана, которые сняли такой ролик и написали, что у них в стране танцевать на улице — это преступление, но им настолько понравилась идея, что они решили рискнуть. 

Это было первое наше видео, ставшее популярным за границей. В Инстаграме у нас, наоборот, россияне составляют только четверть аудитории, остальные — из других стран: США, Турции, Италии, Ирана, Франции, Австралии, Индии. Так получилось, что этот ролик выложили в Твиттер, и он завирусился. Крупное сообщество «9GAG» с 56 миллионами подписчиков в Инстаграме попросило разрешения разместить видео у себя. Они дали ссылку на нас, и примерно за 3 дня наша аудитория в Инстаграме выросла с четырех до двадцати тысяч.

Участники коллектива. Фото: официальный Инстаграм-аккаунт Piterville

— С чем связан интерес иностранцев к вашим тиктокам? Учитывая, что многие из ваших зарубежных подписчиков не знакомы с русской литературой. 

— Просто это красиво. Люди не воспринимают наши видео сквозь призму России, они видят красивую картинку с талантливыми смешными ребятами. К тому же, больше всего откликов в Инстаграме набирают не литературные ролики, а видео с танцами и прыжками. 

Иностранцы не понимают многих шуток и пишут об этом, но говорят, что это выглядит так круто, что они продолжают смотреть. Мы объясняем в Твиттере многие наши шутки, включая литературные и исторические, но у нас там не очень много подписчиков — 2,5 тысячи. В Ютубе мы склеиваем тиктоки и переводим их. Так люди начинают интересоваться русской культурой. Кто-то, например, у нас уже спрашивал, что посмотреть по приезде в Петербург, и мы написали небольшой гайд.

— Какое видео было сложнее всего снимать?

— У нас есть видео под трек «My life be like», в нем четыре персонажа, и всех играл один Кирилл. Это четыре разных костюма и четыре далекие друг от друга локации. Было сложно держать в голове, как Кирилл стоит в разных кадрах, приходилось постоянно пересматривать отснятое, чтобы все красиво склеить. 

Говорят, в ТикТоке больше хейта. Сталкивались с негативом?

— В нашем профиле его довольно мало, но он есть и направлен почему-то на тему Российской империи.

Могут написать: «Вы танцуете на костях простых людей, придут большевики и вас расстреляют».

Это больше похоже на необоснованный хейт, когда люди приходят просто что-то сказать. У них еще, как правило, на аватарках фотография Сталина. Мы к этому относимся совершенно спокойно и либо игнорируем, либо стараемся вывести на вежливый разговор, что-то объяснить, рассказать. Некоторые действительно уходят, понимая, что довести нас не получится.

— Почему ТикТок стал одной из самых популярных платформ?

 — У него есть классное свойство — он под тебя подстраивается. Когда ты в первый раз заходишь в ТикТок, там могут показывать какую-то дичь или что-то очень популярное, но неинтересное. Но буквально два-три дня ты лайкаешь то, что тебе нравится, и алгоритмы начинают выводить тебя на определенную сторону ТикТока — например, литературную или футбольную. Ты оказываешься среди людей с близкими ценностями и вкусами, которые делают контент, который тебе нравится. Вы находите друг друга очень быстро. У нас в Телеграме есть чат фанатов Piterville, наших последователей, которые теперь дружат вне самого фандома. 

— Как стать популярным в ТикТоке и не потеряться в бездне контента? 

— Нужна фишка, которая отличает тебя от других людей. У нас это костюмы, актерское образование ребят, неплохо поставленная хореография. 

В каждый свой ролик нужно закладывать некую вирусность. У нас есть правило: если мы смеемся над роликом и понимаем, что в теории он может быть популярным, мы его выкладываем. Залетит он или нет — это в какой-то степени вопрос удачи. Но для нас важно, чтобы мы сами кайфовали от контента. Возможно, крупные агентства знают какие-то формулы успеха и могут сделать из человека звезду, но мы к этому не стремимся. 

Что касается того, чтобы не потеряться в контенте: алгоритмы ТикТока не продвигают похожие видео, потому что люди просто не будут их лайкать. Поэтому не стоит долго выкладывать, например, видео с историями из жизни — они скоро перестанут быть интересны. 

Piterville на съемках. Фото: Инстаграм-аккаунт Анастасии

— Как попасть в рекомендации?

— Алгоритмы рекомендаций постоянно меняются, но самое важное — это отклик. Тут несколько факторов: глубина просмотра — если ролик длится десять секунд и люди смотрят его от восьми до десяти, это хорошо; соотношение просмотров и лайков — если из ста просмотревших пятьдесят лайкнули, видео начинает продвигаться дальше. Следующий показатель — это комментарии и нажатия на кнопку «Поделиться». Чем больше людей как-то реагируют на твое видео, тем больше вероятность выйти в рекомендации.

—А сколько вообще могут зарабатывать тиктокеры? Можно ли считать эту соцсеть платформой для заработка?

— Все зависит от рекламы, от брендов, которые на тебя выходят. Наша, например, задача — намелькаться, чтобы искать спонсоров для клипов и бренды, которые заказывали бы у нас ролики. Я думаю, если люди с интересной фишкой будут работать по восемь-десять часов пять дней в неделю над своим контентом, они вполне могут начать зарабатывать. Но ТикТок скорее не для этого, а для того, чтобы показать себя брендам, агентствам, продюсерам.

— Сколько подписчиков должно быть у блогера для размещения рекламы?

— Не все рекламодатели приходят за охватами, многим просто нравится концепт. Думаю, 50 тысяч уже вполне достаточно. Но к нам, например, обращались, когда у нас было всего 10-15 тысяч. Предлагали снять видео под определенную музыку, чтобы ее раскрутить. Естественно, сумма была небольшая, — 2-3 тысячи рублей — так как и подписчиков было мало. 

— Можно ли сказать, что Ютуб стал платформой для тех, кто «постарше», а ТикТок его вытесняет?

— Не думаю. Аудитория ТикТока не так молода, как кажется. Мы периодически беседуем с людьми, которые работают в русском сегменте: как выяснилось, основная аудитория относится к категории 25+. Думаю, разница не в возрасте, а в том, что у людей с Ютуба есть целый час свободного времени, чтобы что-то посмотреть, и они готовы с головой уйти в видео. А в ТикТок приходят для того, чтобы скоротать время. То есть это одна аудитория, которая по-разному потребляет контент.  

— Есть ли  у ТикТока недостатки?

Мне не очень нравится, что в нем нельзя делать сторис как в Инстаграме. Сейчас, если мы хотим чем-то поделиться с нашей аудиторией, мы должны снять ролик, а он может не залететь. Хочется, чтобы можно было выкладывать фотографии и информационные посты. 

Другой недостаток — цензура.

ТикТок многое блокирует и делает платформу слишком гладкой.

У нас в России в ТикТоке максимально безвредный, безобидный контент, потому что алгоритмы очень многое банят: например, если в ролике есть макет оружия или в макияже используется искусственная кровь, если кто-то употребляет слово «застрелиться» — видео банят. С одной стороны, это хорошо, потому что это ограждает детей от сурового и жестокого мира, но в то же время это ограничивает творчество ребят.

— За что банят чаще всего?

 — У нас за все время забанили только три ролика. Один — за нарушение авторских прав, потому что мы вставили в звук кусочек из саундтрека к «Отелю Гранд Будапешт», а на территории России эту музыку использовать нельзя. Нам просто убрали звук, но видео без звука никому не нужно. 

В другой публикации Дима был в цельном мужском купальном костюме — это забанили как сексуализацию взрослых. В третий раз заблокировали видео с Раскольниковым, где у него из-под плаща видно черенок топора и есть цитата: «А вы могли бы застрелиться?» В оружии дело или в слове «застрелиться», мы не знаем. 

То есть всего три видео за полгода. Но мы часто общаемся с косплеерами, их действительно больше всего банят именно за образы с кровью или оружием и за сексуализацию — даже за спущенную на плечо лямку.

— Кого из тиктокеров ты смотришь, кто вдохновляет? 

— Мне очень нравится то, что делает Лера Распутина. Она может из совершенно обычных вещей скрафтить невероятный образ — это ее фишка. Кстати, с ней мы тоже делали коллаборацию. А вообще я не вдохновляюсь кем-то конкретным, просто люблю смотреть разные забавные жизненные ролики.

— Каким ты видишь будущее ТикТока? 

— Я думаю, у него очень хорошие перспективы. Производители российского и зарубежного ТикТока стараются переключить платформу с совсем коротких видео на ролики подлиннее: если раньше можно было записывать не больше минуты, то сейчас многим дали возможность снимать до трех минут. Думаю, ТикТок будет прощупывать форматы и делать общую платформу для того, чтобы перебить и Инстаграм, и Ютуб. У аккаунта в ТикТоке будет несколько вкладок — короткие видео до трех минут, длинные видео, фотографии и что-то вроде твиттера с текстом и с исчезающими историями. 

Вообще я считаю, что будущее всех платформ – объединить все возможные форматы. Сейчас мы ведем по отдельности много разных соцсетей, это не очень удобно, потому что в них используются разные модели потребления контента. Думаю, что будущее за той платформой, которая сможет объединить все форматы: люди хотят сидеть на одной платформе, но потреблять разный контент.

— Какие советы ты можешь дать начинающим тиктокерам?

— Снимать надо то, от чего сам кайфуешь. Это, на мой взгляд, единственный верный путь. Мне сейчас 32 года, а по ощущениям — лет 20, как будто я только что вышла из вуза и начала что-то творить и придумывать. Все-таки ценность творчества вообще — это получать удовольствие от того, что делаешь. 

Редактор: Жанна Нейгебауэр

Проверьте, что вы узнали:

Что нужно делать, чтобы попасть в рекомендации ТикТока?
Сколько лет аудитории ТикТока в среднем?
За что нельзя получить бан в ТикТоке?
Сколько нужно иметь подписчиков в ТикТоке, чтобы получать предложения по рекламе?


Возможно, вас еще заинтересует: