«Мы сожгли диван на костре» как журналистка уехала из Москвы в деревню и вылечила депрессию

Деньги от Евросоюза, -42 на улице и деревенские эко-технологии

Живая деревня. Фото: vk.com/village_alive

Маргарита Ильинова решила оставить городскую суету и стала волонтером в проекте «Живая деревня», где она научилась рубить дрова, ухаживать за скотом, готовить плов и бороться с депрессией. Мы поговорили с Ритой о том, чем деревня отличается от деревенского сообщества, как в «Живой деревне» возрождают традиции и откуда проект берет деньги.


«Мы выступаем за экологию, творчество и самореализацию»

— Марго, расскажи о себе.

— Мне 20 лет, я родилась в провинциальном сибирском городке. В 17 переехала в Москву, поступила в НИТУ МИСиС на физика, но через какое-то время психанула и бросила этот университет. Полгода после — работала, а потом поступила на журфак МГУ, где сейчас и учусь. Параллельно с учебой пишу тексты, преподаю литературу, русский язык и писательское мастерство.

Долгое время важной частью моей жизни был театр. Я была актрисой, но в ноябре 2020-го мне пришлось уйти. После этого у меня случился экзистенциальный кризис. «Про что моя жизнь?» — думала я тогда. И поняла, что надо валить из Москвы. Куда угодно.

Начала искать работу в группе с вакансиями. Планировала найти подработку в сфере журналистики, но наткнулась на объявление про «Живую деревню». Там было написано: «В северную деревню требуются волонтеры». Я связалась с ребятами из деревни, которые мне обо всем рассказали. Купила билет до станции Кизема и уехала. 

— Что такое «Живая деревня»?

— «Живая деревня» находится в деревне Тарасовская в Архангельской области. Семь лет назад Тоня — основательница Живой деревни — вместе с командой приехала туда и начала развивать это место. Сейчас люди приходят и уходят, а дело все еще живет.

«Живая деревня» — название для двух вещей. С одной стороны, это летнее мероприятие для родителей и детей. Сельский туризм: люди приезжают, заботятся о козочках, участвуют в мастер-классах, и уезжают. С другой стороны, это сообщество, члены которого занимаются образованием и экологией. В образовательную часть входит организация экспедиций в школы Архангельской области с лекциями о природе, учеба в деревенской школе, работа с молодежью. В этом «Живую деревню» поддерживает СПБГУ. Экологическая часть — это раздельный сбор мусора, выращивание свежих продуктов, проект «Климат–Адаптация – Местные сообщества» (проект, решающий проблему изменения климата — Прим.ред.).

«Живая деревня» позиционирует себя как деревня нового типа — среда обитания, в которой человеку комфортно. Поэтому мы выступаем за экологию, творчество и самореализацию.

— Чем ты там занималась?

— Я поехала туда как волонтер и занималась организацией быта. Зимой таскала дрова, весной их рубила и укладывала, разжигала печки, ухаживала за животными. Но все же основной моей деятельностью была работа с детьми, которые находятся в деревне на семейном образовании. Я учила их литературе, писательскому мастерству. Они у меня даже репортаж сделали. Очень работоспособные — я никогда не видела, чтобы так работала настоящая редакция. Если в этом году школа наберется, я снова поеду преподавать.

Деревенская жизнь: сложности и реакция окружающих

— Что было самым сложным при переезде из города в деревню?

— Может, поначалу было немного сложно взаимодействовать с людьми — ты живешь и работаешь с одними и теми же. Но потом я совершила важное для себя открытие: несмотря на все сложности, такое сообщество оказалось самой удобной для меня организацией жизни. Мне было хорошо.

— А как в «Живой деревне» ведут быт?

— Там все готовят. И хоть я не очень люблю это делать, меня научили варить плов. Для удобства мы построили себе водопровод, чтобы не пришлось носить воду из колодца. Быт деревенский, весьма отличающийся от городского.

— В деревне есть блага цивилизации?

— Да. И с интернетом все отлично. Правда, мне очень «везло» на дистанционных экзаменах: то снегопад начнется, то гроза. Из-за этого интернет периодически отключался. А так многие из наших ребят преподают и учатся онлайн, даже я не прекращала заниматься со своими учениками из Москвы. И это все несмотря на то, что в деревне живет всего человек 30, большинство из которых — мы. Печное отопление и деревянные дома — деревня в самом настоящем смысле этого слова. Только с интернетом и электричеством.

— Никто из твоего окружения не подумал, что ты попала в секту?

— Нет. Люди, с которыми я общаюсь, — это люди широких взглядов. Они понимают, что все живут по-разному. По большей части мое окружение отнеслось нормально.

Вообще, секты — обычно изолированные сообщества. А у нас все имеют прочную связь с внешним миром. Конечно, к нам не так часто кто-то приезжает, только если волонтеры: со мной на одном поезде приехало еще трое ребят. Постоянно всего несколько человек живет, другие — временно. Но все они работают удаленно, общаются с кем-то извне.

— А как местные жители относятся к членам сообщества?

— У нас есть один сосед, который приходит каждый раз, когда у него барахлит телевизор, и учит нас жизни. Еще один сосед — с кличкой Грузин. Но не потому что он грузин, а потому что всех грузит. Часто взаимодействуем с деревенским старостой, который дает разные поручения: убраться у памятника к девятому мая, например. Правда, в итоге местные, которые нас недолюбливают, пошли и сами убрались там, как бы назло. Некоторые с нами общаются, некоторые не принимают, но большинству на нас просто все равно. 

О традициях, проектах и финансировании

В группе вашего сообщества ВКонтакте написано, что одна из главных ценностей деревни — возрождение традиций. Какие именно традиции вы возрождаете?

Мы возрождаем традиционную культуру, но она не про традиционные взгляды на жизнь. Поем песенки и проводим праздники.

Первый праздник, который я отметила в деревне, — Карачун, день зимнего солнцестояния. День празднования зависит от года: с 19 по 22 декабря. В эту самую длинную ночь принято встречать рассвет и радоваться тому, что пережили холода. 

Мы сооружаем большой костер и сжигаем диван — символический обряд начала новой жизни.

Еще в ночь перед Карачуном принято спать, надев на себя харю — самодельную страшную маску. Потом ее тоже сжигаем, прогоняя таким образом злых духов.

На Пасху и Рождество у нас бывают традиционные игры. Например, «Анюта». Все встают в круг, выбирают девушку и парня, которому завязывают глаза. Он кричит: «Анюта!», а она ему: «Я тута». Он ее по голосу должен найти и поймать. В «Уточку» играем. Есть мама-утка, за которую все цепляются, как утята, а кто-то этих утят ловит. Казалось бы, простые народные игры, но в них есть определенные смыслы, которые мы и изучаем.

Еще на каждый праздник мы обязательно готовим обрядовую еду. Например, в День весеннего равноденствия принято есть продукты, похожие на солнце, — солярные символы. У меня есть фотография, где я через каравай смотрю на солнце и загадываю желание. Это такой обряд, с помощью которого можно воссоединиться со вселенной. На Рождество мы печем козули: их надо не есть, а дарить соседям во время колядования.

— Ты будешь отмечать эти праздники, когда вернешься в город?

— Мне давно была интересна традиционная культура. Но я не могу сказать, что после посещения деревни я продолжу следовать всем традициям. Даже не потому, что не хочу, а потому, что народные праздники — это про коллективность. Как ты будешь в одиночку хоровод водить?  Поэтому активно отмечать эти праздники в Москве я не буду — возможности нет.

— Расскажи подробнее, как вы заботитесь об экологии.

— У нас есть проект, который финансирует Евросоюз, — «Климат — Адаптация — Местные сообщества». Он действует уже несколько лет. Мы проводим мероприятие «Культурная грядка», в рамках которого все то, что мы сажаем в землю, развивается естественно, прямо как в природе — без химикатов и удобрений. Но я не люблю возиться в огороде, поэтому этим не занималась. Еще мы пользуемся солнечными батареями, эко-печками нового типа и разделяем мусор.

Кстати, традиционный деревенский туалет — это тоже ценная эко-технология. Полезно для почвы. В англоязычных источниках она называется «компостный туалет», а у нас — выгребная яма.

— Откуда у вас деньги на все эти проекты?

— Члены сообщества в основном фрилансеры. Работают удаленно, по своим специальностям. Деньги, которые выделяет Евросоюз, тратятся на продвижение площадки: еду, солнечные батареи, печки, теплый туалет.

«”Живая деревня” — школа жизни»

— Какой совет ты дашь людям, которые планируют переехать из города в деревню?

— Срочно ехать. Это опыт, который многие родившиеся в городе упустили. Нечто совершенно иное. Живешь в частном доме, за окном мычат коровы и орут петухи. Я даже северное сияние видела целых три раза. И хоть по образованию я — журналист,  у меня нет слов, чтобы описать чувства от увиденного. Также «Живая деревня» — школа жизни, которая учит правильно общаться с людьми. Если хотите развивать свой навык коммуникации, точно поезжайте.

— Кажется, что жизнь в деревне — настоящий рай.

— Не совсем. Как-то зимой за окном было минус 42 градуса. Я спала в куртке и трех штанах, но все равно отморозила руку, потому что печка верхний этаж не протапливала.

А еще не хватает мяса, потому что там преимущественно вегетарианское питание. Правда, мы пару раз резали козла, и я даже в этом участвовала. Многие против и говорят, что держать животных в деревне — издевательство. На этой почве происходят конфликты с теми, кто считает это естественной частью деревенского уклада. Конечно, жить в деревне нелегко, но жить в деревенском сообществе — проще.

Месяц назад, к слову, я вернулась обратно в Москву, чтобы сдать сессию и заняться своими делами. 

— Как на тебя повлияла эта поездка?

— Во-первых, я справилась с депрессией. Это было сложно, но важно. Меня очень поддержало сообщество. Благодаря этому было проще, чем могло бы быть в Москве. Во-вторых, я поняла, что мне интересна педагогика. Теперь я буду развиваться в этой сфере. В-третьих, для меня стала открытием коллективная организация формы жизни. Сообщество, большая семья — это, как оказалось, для меня.

— Ты планируешь возвращаться обратно в «Живую деревню»?

— Только если наберется семейная школа. Деревенская жизнь уже справилась со своей задачей и привела меня в стабильное эмоциональное состояние. Пора двигаться дальше.

— Какие лайфхаки деревенской жизни можно использовать в городе?

— Если под рукой нет крема, а вы получили обморожение, смажьте кожу растительным маслом. Еще очень важно распределение обязанностей. Договоренность о дежурствах очень экономит время и нервы. Помогать друг другу — вот главный лайфхак.

Редактор: Екатерина Самохвалова, Таисия Орлова

Проверьте, что вы узнали:

Какой главный принцип русских народных праздников?
Что такое харя?
Что нужно делать в день весеннего равноденствия?
Какое деревенское приспособление считается эко-технологией?

Возможно, вас еще заинтересует: