«Своровать можно что угодно»: диджитал-художники о том, как устроено NFT-искусство

Что рисуют NFT-художники, чем их может вдохновить цветок в горшке и вернется ли хайп на крипту

Esther Dijkstra / erasmusmagazine.nl

В июне 2022 года обвалился курс биткоина и эфириума — самых известных криптовалют в мире, они опустились до 20 тысяч и 1 тысячи долларов соответственно. Это минимумы с декабря 2020 года. При этом в децентрализованный интернет Web3, который работает на блокчейне и экономике токенов, продолжают врываться известные бренды, а диджитал-артисты не перестают выпускать новые цифровые коллекции. 

Мы поговорили с NFT-художниками и узнали, сложно ли достичь успеха на крипторынке, сколько на нем можно зарабатывать, на что обращают внимание коллекционеры и почему сейчас самое благоприятное время для развития в NFT.

 


Термины из криптомира, которые часто мелькают в статье: 

Токен — это цифровой сертификат, который гарантирует обязательства компании перед его владельцем. Его можно сравнить с акциями на фондовой бирже.

NFT, то есть невзаимозаменяемый токен — это такой токен, который дает права на владение уникальным объектом цифрового мира. Объектами могут быть картины, фотографии, видео, музыка, мемы и любой другой контент, который можно назвать уникальным.

Блокчейн — это цепочка блоков, в которых хранятся невзаимозаменяемые токены и содержится информация о них.


Сережа, Simon House: «Мой заработок на обычных иллюстрациях и NFT-коллекциях — это абсолютно разные суммы»

Рисовать я начал еще в колледже, когда учился на архитектора. Это было просто увлечением, возможностью отвлечься от учебы. А потом я купил свой первый графический планшет и понеслось — я стал активно развиваться как иллюстратор. 

В NFT-сферу вошел совсем недавно, после 24 февраля, — на тот момент у меня не осталось работы в России. В процессе изучения рынка я получил первый заказ — создать десять иллюстраций для NFT. 

Вообще, в нашей стране художники и иллюстраторы мало зарабатывают. Большая часть моего дохода идет от зарубежных заказчиков. Сначала финансовые проблемы возникли во время пандемии, когда малый бизнес пытался выжить всеми силами. Потом началась «спецоперация», из-за которой с нашего рынка ушли иностранные клиенты и появились проблемы с оплатой. На все это накладывается падение криптовалют.

Многие говорят, что NFT-сфера — большая финансовая пирамида. Но на самом деле важно, как ты трактуешь это понятие. Я расцениваю NFT как шанс проявить себя, монетизировать свое творчество и повысить уровень жизни. Мой заработок на обычных иллюстрациях и NFT-коллекциях — это абсолютно разные суммы. Сейчас я получаю за один заказ от 1000 до 2500 тысяч долларов.

Стоимость коллекций зависит от количества черт у героев, заднего фона и общей сложности. Некоторые художники также считают количество картинок. Но для меня первые два пункта — основные факторы, которые влияют на цену. В основном я занимаюсь разработкой персонажа, характеристик, баннеров, иконок и рандомных генераций. Благодаря последним каждый невзаимозаменяемый токен уникален. 

Если вы хотите войти в NFT как художник, то сделайте убедительное портфолио с успешными проектами. Заказчики смотрят на качество работы, ваш стиль и думают, подходите ли вы для сотрудничества. 

Я работал с компаниями и с частниками. Основное различие — наличие договора и оплата. Организации более серьезно подходят к разработке коллекций, поэтому и результат получается лучше. Кстати, они заинтересованы в том, чтобы показывать исполнителей. Ты не только работаешь за деньги, но и продвигаешь себя — у тебя растет число подписчиков и со временем появляется своя база заказчиков. 

Чтобы выстрелить в NFT, недостаточно гнаться за трендами. Нужно качественно делать свою работу и не переставать творить

Успех в NFT — скорее случайность, но можно повысить его вероятность. В случае с NFT-коллекцией сработает: 

  • уникальный узнаваемый почерк художника;
  • насыщенное портфолио;
  • хорошая проработка деталей. 

Мой стиль сформировался из контента, который я потреблял. Розовый стал любимым цветом после сериала «Вселенная Стивена», а к животным я всегда был неравнодушен. 

Одна из основных проблем в NFT-мире — воровство. Пользователи площадок часто не соблюдают авторские права. Чтобы этого не происходило, нужно обратиться в службу поддержки платформы и недобросовестного пользователя заблокируют. Своровать можно все что угодно, но тогда возникает вопрос: будет ли это иметь какую-то ценность? 

Несмотря на проблему индустрия дает множество возможностей для профессионального роста. Деньги, которые я зарабатываю, тоже помогают продвигать себя. Я стал печатать свой мерч и наконец-то купил второй экран для работы. В будущем мне бы хотелось написать экспертные тематические статьи даже вложиться в создание книги про иллюстрации и NFT. Очень важно инвестировать в свое творчество. 

Хайп на NFT уже прошел, но, возможно, он повторится. В России эта сфера развивается с опозданием — на один-два года. С каждым днем из-за последних событий мы все сильнее отстаем от зарубежных ребят. Мне кажется, NFT-мир будет меняться, и появятся новые, смежные сферы.

Анастасия, AnaGlat: «NFT — это искусство, пусть пока что и непривычное»

В прошлом году мне пришел первый заказ с задачей создать NFT — нарисовать токен в стиле one line (стиль рисования одной линией — Прим. ред.). Тогда я ничего не знала об этой индустрии, но задание все равно выполнила. Работа понравилась клиенту, и он предложил мне сделать NFT-коллекцию Bear Bar для площадки SolSea

Для этой работы я впервые для себя продумывала характеры персонажей — в нашем случае медведей. Например, капитана Джека Воробья, Чумного Доктора, Зомби и других. После первых двух заказов обо мне узнали еще несколько работодателей. Так, я вошла в новую сферу и углубилась в нее на одном энтузиазме. 

Одни люди до сих пор пытаются отрицать криптомир, другие же — мечтают в него попасть. Но я знаю точно: с каждым днем растет число инвесторов. Они понимают, что это перспективная сфера в финансовом плане, и вкладываются в NFT-коллекции. По-моему, это уже говорит о многом. 

NFT-сфера стала популярной благодаря своей новизне и росту. В ней есть деньги и возможности.

Криптомир — новая индустрия, которая не исчезнет. Максимум — трансформируется, правда, пока что никто не может прогнозировать как. Нам остается лишь наблюдать за ее развитием.

NFT — это та же криптовалюта. Поэтому вход в NFT-мир напрямую зависит от котировки — текущей стоимости финансового актива. Практически на каждой площадке нужно платить за вход и отдавать комиссию за продажи. 

Сейчас криптовалюты падают, и начинающим диджитал-художникам проще зайти в новую индустрию. Чтобы это сделать, нужно:

  • зарегистрироваться на криптобирже;
  • завести криптокошелек, например, MetaMask;
  • разобраться с условиями NFT-платформ и разнообразием монет. У каждой площадки есть своя валюта. Например, ETH используется на OpenSea, а SOL — на SolSea

А дальше — позиционируйте себя как художника, выставляйте свои коллекции и отвечайте за их продвижение. Для этого заведите аккаунт в Твиттере, ежедневно публикуйте посты, комментируйте чужие работы и ищите коллекционеров. Это очень сложно, потребуется много денег и времени, но усилия стоят успеха. 

Еще художники ходят по закрытым площадкам, где можно заявить о себе и о своих работах. Купят их или нет — зависит от того, насколько хорошо артисты продадут свое творчество. Мне кажется, коллекционеры в первую очередь обращают внимание на идею, NFT-мир всегда нуждается в креативе. 

Есть еще одна стратегия вхождения в индустрию NFT, которую я случайно выбрала, — работа на заказ. В основном я сотрудничаю с зарубежными заказчиками, так как на их рынке оплата выше, но у меня было два хороших работодателя из России. 

Стоимость отдельного токена или всей коллекции определяете только вы. На старте художники занижают цены на свои работы от незнания рынка — они хотят, чтобы их заметили и появились первые покупки. А коллекционерам это, наоборот, кажется подозрительным. И если они все-таки приобретают отдельный токен или целую коллекцию, то выставляют лимит на продажи.

Допустим, вы удачно купили одну обезьяну из коллекции Bored Ape Yacht Club за десять долларов (коллекция вышла в конце апреля 2021 года и состояла из десяти тысяч нарисованных «скучающих обезьян» по цене 250 долларов за штуку. Сегодня минимальная стоимость, которая продолжает расти, — 220 тысяч долларов, — Прим.ред.).

Потом эта коллекция выстрелила, и на нее повысилась стоимость. В итоге ваши десять долларов за несколько дней превратились в десять тысяч. Тот, кому вы продадите токен, станет его владельцем и тоже сможет заработать на нем. Но у всего есть конец — перепродажи не бывают бесконечными. 

А вообще, я думаю, NFT-мир нельзя рассматривать в каждой стране отдельно. Наши художники выставляют свои работы на англоязычных площадках, так как они внутри одного большого комьюнити. Именно поэтому после 24 февраля никто не блокировал доступ к NFT-маркетплейсам. Но последствия на мне все-таки сказались — несколько моих проектов стоят на стопе из-за мирового кризиса, падения криптовалют и геополитической ситуации. 

Главные преимущества NFT-сферы — свобода и деньги. У меня заработок от месяца к месяцу отличается, как и у любого фрилансера. Сейчас я зарабатываю от 1000 до 4000 долларов.

Еще после входа в эту индустрию для меня открылись новые возможности. Первая — быть первопроходцем и одной из немногих, кто занимается коллекциями. Вторая — помогать другим разбираться в новом мире. И наконец, NFT — это все-таки искусство, пусть пока что и непривычное. Возможно, оно не затеряется во времени, и я оставлю свой след в истории. 

Саша, Emptymaker: «Коллекционеры смотрят в перспективу, а не на одномоментный хайп»

В 2021 году все говорили об NFT-сфере, и я понял, что это отличная возможность монетизировать свое творчество. Мне кажется, за криптомиром стоит будущее. И чем раньше залетишь в эту сферу, тем лучше. Тем более после входа в индустрию для тебя открываются новые возможности. 

Я очень рад, что могу превратить свою работу в уникальную единицу искусства, которая навсегда останется в базе блокчейна. Еще мне нравится, что благодаря новым технологиям я перевожу и получаю деньги из любой точки мира и в любой криптовалюте.

Притягательность NFT — большой финансовый бум, который случился совсем недавно. Люди смотрят на деятельность успешных художников и видят, что они продают несложные (на первый взгляд) работы за большие деньги. Они думают: «А чем я хуже? Я могу так же!»

Это особенно актуально для России — в нашей стране «голодная» среда для художников. В ней низкий порог входа и средняя зарплата. С возникновением NFT у нас появился еще один шанс заработать на своем творчестве. Любой диджитал-артист не хочет зависеть от коммерции.

С продажи нескольких NFT из своей коллекции я уже получил до 300 долларов. А мой основной доход идет с услуг графического дизайнера. Я зарабатываю примерно 100 тысяч рублей в месяц.

Криптомир и в отдельности NFT постоянно меняются. Если не будешь ежедневно мониторить новостную ленту, ты сильно отстанешь и потеряешься в потоке информации. 

Залетая в эту сферу, не ставьте все на кон и не думайте, что вас моментально купят. Наоборот абстрагируйтесь от «успешного успеха» и направьте всю энергию на самовыражение. 

Работайте над:

  • качеством своих работ;
  • подачей себя;
  • общением с комьюнити;
  • продвижением в социальных сетях.

Это долгий и сложный путь, который в итоге окупится. Коллекционеры смотрят в перспективу, а не на одномоментный хайп.

Если в пустой комнате поставить картину и спросить у человека: «Выстрелит она или нет?», он не ответит. Работа будет вне контекста. Но если он увидит ее на Behance или на маркетплейсах, то при желании узнает бэкграунд художника. Исходя из него сможет предугадать успех работы. 

Этим примером я хочу донести одну простую мысль: в NFT все те же художники и инвесторы. Все работает, как и везде. Просто раньше работы покупали на выставках, а теперь — на специальных площадках. Аудитория стала шире, а порог входа ниже. 

Есть много платформ для продажи и покупки невзаимозаменяемых токенов. У меня на слуху: самый популярный маркетплейс OpenSea, Foundation и Rarible. Все площадки выполняют одни и те же функции, отличаются деталями и направленностью. Одни предназначены для более опытных художников, другие — для начинающих. Если вы делаете единичные работы или коллекции, то регистрируйтесь на OpenSea. Если продаете уникальные предметы из игр, то вам подойдет Rarible

Каждый мой день — постоянный поиск новых идей. Порой я вдохновляюсь не чем-то грандиозным, а повседневным. Например, маленьким цветком в горшке. «Вау, ничего себе текстура! А почему он именно такого цвета? Как это можно реализовать в своем творчестве?» — думаю я. В моих работах очень много текстур, зачастую они связаны с взаимодействием человека с окружающей его средой, в частности флорой и фауной.

Для меня русскоговорящее NFT-сообщество — одно из самых сильных в мире. Мы очень быстро собрались, сплотились и уже сделали большой вклад в развитие движения. Думаю, в будущем отсеется группа людей, для которых NFT — история только про хайп и деньги. Останутся искренние и идейные художники. 

Ирина, Irina Ryabikina: «Вы продаете не авторские права, а лицензию на использование ваших работ»

Раньше я работала детским иллюстратором. Однажды я узнала об NFT и решила сделать первую NFT-коллекцию на заказ. Ее потом использовали для создания игры и продажи в качестве отдельных невзаимозаменяемых токенов. 

После пришло еще несколько заказчиков, и я задумалась: «Почему бы мне не войти в эту индустрию самой, а не через посредника?» Решила разобраться во всех тонкостях и нашла подходящий курс по NFT для художников. На нем я научилась пополнять криптокошелек, узнала, какие существуют площадки и как на них продвигать себя. В итоге я создала свою первую творческую NFT-коллекцию.

Когда ты рисуешь NFT на заказ, то воплощаешь идеи другого человека. Это действенный вариант для заработка и повышения своих навыков, но не для самовыражения. Создавая коллекцию The Soul of a Cat, я отразила в ней свои чувства и мысли. Некоторые коллекционеры покупают NFT не для перепродажи, а для себя. 

Еще один важный момент — вы продаете не авторские права, а лицензию на использование ваших работ. Даже после покупки вы останетесь создателем иллюстрации, видеоролика или аудиозаписи. 

Чтобы избежать воровства работ, не забывайте ставить авторские подписи — так вы обезопасите себя

Чтобы мягко и качественно продвинуться на крипторынке, нужно показывать свой реальный путь. Многие тоже хотят залететь в эту сферу, но не знают, как это сделать. Вы станете для них не просто интересным художником, а проводником в новый мир. 

Если вы хотите развиваться как самостоятельный художник — продвигайте себя в Твиттере. Если же вы нацелены на работу, то займитесь аккаунтом-портфолио на Behance. Большая часть коммерции приходит оттуда.

Максимальная сумма, которую я заработала за месяц на NFT-коллекциях, — 220 тысяч рублей. После 24 февраля у меня уменьшилось число заказов — примерно на 50%, но я нашла выход и устроилась куратором на курс по продвижению иллюстраторов. Мои коллеги — успешные диджитал-художники, которые до «спецоперации» работали с иностранными заказчиками. У некоторых вообще пропала прежняя работа, у других — все как раньше. Тут не угадаешь. Сейчас я надеюсь, что ситуация в мире нормализуется, и у NFT-сферы будет светлое будущее.

Редактор: Екатерина Самохвалова, Таисия Орлова

Проверьте, что вы узнали:

Какой самый популярный маркетплейс для продажи токенов и NFT-коллекций?
Через какую социальную сеть нужно продвигать себя как NFT-художника?
Что вы продаете в качестве NFT?
Чем не отличается сфера NFT-арта от классического рынка искусства?


Хотите задавать вопросы героям материалов «Амбиверта»? Станьте одним из наших подписчиков на сервисе «Бусти» (российский аналог Патреона).

Мы благодарим наших подписчиков, благодаря которым мы смогли выпустить этот материал:

Антон Селезнев
Иван Китов

Стать нашим подписчиком можно по ссылке.


Возможно, вас также заинтересует: